Многие думают, что эпоха пара давно миновала. А вот и нет, даже атомные электростанции, по сути, представляют собой паровые машины. Энергия радиоактивного распада кипятит воду, пар вращает турбины, подключенные к ним генераторы вырабатывают энергию. Вот и с тепловыми электростанциями то же самое.
Но пар и горячую воду надо потом как-то охлаждать. Вариант слить в бассейн и подождать, пока остынет, не работает: ждать пришлось бы слишком долго. Вариант сбросить горячую воду в реку и оттуда же закачать новую плох из-за экологического ущерба: нельзя изменять естественный температурный режим водоемов. Поэтому человечество и придумало башенные градирни — высокие (100, 150, а порой и 200 м) толстые (диаметр основания близок к высоте сооружения) трубы в форме однополостного гиперболоида. Воздух в них поднимается вверх за счет разницы давления.
Дождь внутри башни
Внутри по стенам стекает горячая вода, охлаждаясь за счет контакта с воздухом на большой площади и частичного испарения. Соответственно, некоторая часть воды выходит из градирни наружу в виде пара. В центре трубы, в районе ее «талии», вода начинает просто литься вниз, как в дождь, продолжая контактировать с воздухом и охлаждаться. Внизу ее ждет резервуар, из которого воду закачивают для повторного использования. В градирню подают воду, нагретую до 40-50 оС, а остужается она до 25-30 оС.
Строят градирни из бетона или на основе металлического каркаса, обшивая его алюминиевым листом, стеклопластиком, оцинкованным железом. Каркасные конструкции используют в основном в холодных районах, так как пропитанный водой бетон на морозе трескается и быстро разрушается.
Шикарная база для арт-объектов
Увы, в наши дни романтика этих адского вида труб постепенно сходит на нет. В России их все еще возводят, но в мире по мере возможности переходят на сухие градирни — устройства, работающие по принципу автомобильных радиаторов. Они, как минимум, проще в обслуживании. Есть и другие более современные типы охладителей.
Зато из башенных градирен получаются замечательные арт-объекты. Внутри выведенных из эксплуатации охладителей устраивают музеи, а действующие украшают подсветкой и крутейшими граффити.