В этот день, то есть 25 апреля, в 1859 году началось строительство Суэцкого канала. До его встречи с контейнеровозом Ever Given оставался всего 161 год…
На самом деле первый водный путь из Красного в Средиземное море прорыли еще при фараонах. Историки утверждают, что так называемый «канал фараонов», по которому, вполне возможно, путешествовала Клеопатра, соединял Красное море с Нилом, а через него уже можно было попасть в Средиземноморье.
В конце XVII века судоходный канал из Красного в Средиземное море намеревался построить Наполеон Бонапарт. После завоевания Египта он распорядился выяснить все детали. Но французские инженеры напутали в расчетах, решив, что уровень Красного моря на 10 метров выше уровня Средиземного моря. Поняв, что без гигантских шлюзов канал не построить, Наполеон забил на проект.
Тем не менее ключевая роль в реализации проекта все равно принадлежит французу, но другому — Фердинанду де Лессепсу. Успешный дипломат и хваткий бизнесмен, он смог убедить руководство Египта в перспективности мероприятия. Подготовка к строительству судоходной срезки из Красного в Средиземное море началась в 1854 году.
В общей сложности канал строили строили 15 лет. Это если считать весь процесс целиком — от начала переговоров и привлечения инвестиций до официального открытия судоходства 25 сентября 1869 года. Ну а торжественная церемония начала работ, как мы уже сказали, прошла 24 апреля 1859-го.
Протяженность канала составляет 160 км. Это смешное в сущности расстояние позволяет сократить 8000 км морского пути для обхода Африки. Сегодня около 10% мировых морских сообщений завязано на Суэцкий канал. Проход в одну сторону занимает порядка 14 часов.
До открытия Суэцкого канала корабли с грузами из Красного моря разгружали на берег и по суше доставляли на побережье Средиземного моря. Там их вновь грузили на корабль, и долгое путешествие продолжалось. Представляешь, какой был геморрой?
В честь открытия Суэца французский скульптор Фредерик-Огюст Бартольди предложил де Лессепсу и правительству Египта установить у средиземноморского входа в канал 30-метровую статую женщины с факелом. Бартольди пафосно назвал ее «Египет, дарующий свет Азии». Причем статую предполагалось использовать еще и как маяк. Дальше обсуждений проект так и не двинулся, но скульптор проявил редкое упорство и добился своего. Ну почти… Женщина с факелом с 1886 года стоит в нью-йоркской гавани и всем известна как статуя Свободы. Сходство налицо, что скажешь?
При строительстве канала в общей сложности было извлечено 75 миллионов кубических метров песка. Причем четверть из этой бесконечной песчаной массы пришлось на ручной труд.
В 2015 году канал пережил глубокий рестайлинг. Глубокий во всех смыслах. Судоходную глубину канала увеличили, кроме того, был построен 35-километровый параллельный участок, который обеспечивает двустороннее движение судов.
Плата за проход судов через Суэцкий канал — это вторая главная статья доходов Египта сразу после туризма. В год получается что-то примерно 5 млрд долларов.
Да, движение по Суэцкому каналу — удовольствие недешевое. А простой в нем — еще дороже. Нашумевшая блокировка канала контейнеровозом Ever Given в марте 2021-го стала одним из самых дорогостоящих ДТП в истории. Каждый час простоя обходился мировой экономике в 400 млн долларов, а день — почти в 10 млрд. Из-за это аварии мировые цены на нефть выросли более чем на 5%, а транспортировка нефтепродуктов морем подорожала вдвое.
Впрочем, самый крутой простой в истории Суэцкого канал случился в 1967-м. Знаменитая шестидневная — всего-то! — война между Израилем и арабскими странами привела к остановке движения в канале аж на восемь лет. При желании можешь сам посчитать масштаб убытков для мировой экономики.