Ты, наверное, замечал, что не все стволы артиллерийских орудий одинаковы. Одни напоминают простые гладкие металлические трубы или, если настаиваешь, цилиндры. У других же на кончике ствола красуется какая-то непонятная штуковина. Чем-то она напоминает глушитель, который агенты 007 и им подобные деятели накручивают на пистолеты. Глушитель для пушки? Нет, конечно. Фиговина эта называется дульным тормозом.
Для чего он нужен и что он вообще тормозит? Хороший вопрос. Сейчас объясним. У дульного тормоза, по сути, одна задача — перенаправлять движение пороховых газов. Только и всего. Но для чего это нужно? Во-первых, для уменьшения отдачи орудия при выстреле. Важный параметр прежде всего для танков и самоходок. Снижение отдачи позволяет установить в башню или рубку орудие большего калибра.
Побочный положительный эффект дульного тормоза — меньший подброс орудия при выстреле, что повышает точность прицельного огня. Наконец, дульный тормоз продлевает жизнь ствола. Тоже профит. Кстати, именно по этой причине дульный тормоз используют не только в артиллерии, но и на стрелковом оружии. На автоматах, снайперских винтовках и даже револьверах. Словом, там где сильная отдача и подброс ствола не нужны.
Однако ничто не дается просто так. У дульного тормоза есть свои недостатки. И довольно значительные. Во-первых, его применение усиливает звук выстрела, а расходящиеся в разные стороны от ствола пороховые газы хорошо видны издалека. И то и другое, как сам понимаешь, плохо для маскировки.
В общем, все сложно. Даже удивительно, что сталкивающиеся с таким количеством проблем конструкторы-оружейники все же умудряются создавать все новые и новые смертоносные шедевры. Вот чего можно добиться, если очень захотеть.