Моне и Мане (Monet et Manet) путают не только из-за разницы одной буквы в фамилиях. С путаницы заочно началось их знакомство. Досаднейший и грандиозный казус вошел в историю. 1865 год, Парижский салон. Эдуард, который Мане, выставил две свои картины (не скажем какие, чтобы не испортить радость разгадывания теста). Художник явился на открытие и по пути следования к своим работам словил море комплиментов от критиков и посетителей, поздравлявших его с успехом… марин, то есть морских пейзажей! Однако представил он не пейзажи.
Подойдя к собственным картинам, Мане обнаружил, что рядом с ними висят два морских пейзажа (разумеется, не его кисти), причем подписаны они были его именем и фамилией, однако, как он решил, с ошибкой — «Monet». Про Клода Моне в Париже тогда еще знать не знали, в салоне был его дебют. Мане, который рассчитывал на признание и награду за свои полотна, пришел в бешенство: он решил, что некий ушлый гад решил спекульнуть на его славе.
Моне и Мане познакомились через несколько месяцев в Париже, в гостях, и подружились.
Эдуард не раз выручал Клода, ссужая деньгами, а когда у того смертельно заболела жена, простил ему долги. Их дружба продлилась без малого двадцать лет, до смерти Мане 30 апреля 1883 года.
Красноречивый и яркий финальный эпизод. Моне вознамерился добиться того, чтобы творения Мане хранились в Лувре — наравне с выдающимися картинами самых значимых художников. На пути к своей цели он преодолел и сопротивление чиновничества от культуры, и скепсис друзей и единомышленников покойного. Моне задумал выкупить у вдовы Мане одну из тех двух картин со скандального Парижского салона и подарить государству — тогда бы ее поместили в госмузей, как он надеялся, в Лувр. Моне открыл общественную подписку и собрал нужную сумму — 20 тысяч франков, сам тоже вложил сколько смог — 100 франков.
И он своего добился — аж через семнадцать лет! В феврале 1907 года картина (в тесте мы наконец раскроем тайну, какая именно) была помещена в Лувр распоряжением председателя совета министров и друга Моне Жоржа Клемансо.
И хватит теории, хватайся за практический тест! Мы будем показывать работы двух художников — сначала более известные и популярные, а потом, когда ты втянешься и вроде бы уловишь особенности манеры каждого, перейдем к менее знакомым широкой публике. Сможешь определить, которые чьи? Но умоляем, отнесись к этому не как к ЕГЭ по рисованию, а как к возмжности раз и навсегда расставить в голове по полочкам знаменитые картины: эти — Моне, а эти — Мане.
А этот тест не так страшен, как малюют интеллектуалы: «Узнаешь знаменитые картины Репина?».