UFC — очень-очень жесткая организация. Во-первых, это смешанные единоборства. Во-вторых, иногда присутствует элемент личной вражды. Конор Макгрегор, например, говорил: «Всегда приятнее бить морду бойцу, с которым ты не ладишь. Это помогает тебе расслабиться и получить некоторое удовольствие».
Но иногда спорт переходит в откровенную жесть – в очень-очень серьезные травмы.
В UFC действительно бывает «мясо»: сломанные надвое ноги, травмы черепа, удаленный глаз.
Вот несколько примеров серьезных повреждений в UFC.
1. Крис Вайдман и сломанная нога в титульном поединке
К апрелю 2021 года Крис Вайдман был готов к титульному поединку. Он говорил: «Ментально и физически я был на самом высоком уровне. Я перевез семью в Северную Каролину и сосредоточился только на тренировках. Я был повернут на чемпионском поясе. Наверное, я перенервничал и перестал обдумывать обычные риски».
В поединке он дрался против Юрайи Холла, и шоу продлилось 17 секунд. После одного из эпизодов нога Вайдмана сломалась надвое. Врачи унесли его на носилках.
В госпитале бригада провела ему операцию, а менеджеры на следующий день говорили, что восстановление займет 10-12 недель. Вайдман приступил к легким тренировкам уже через девять недель.
2. Майкл Биспинг и удаленный глаз
В 2013 году Майкл Биспинг проиграл Витору Белфорту во втором раунде. Проблемы начались позже: оказалось, что после хай-кика Белфорта пострадал глаз Биспинга. Началось постепенное отслоение сетчатки глаза, и в итоге врачи полностью удалили глаз Биспинга. Сейчас он пользуется протезом.
В интервью Биспинг рассказывал: «Мое зрение в правом глазу практически перестало существовать в 2013 году, я едва справлялся с медицинскими тестами. Мне пришлось полностью изменить свой стиль, потому что иначе я с трудом воспринимал происходящие вокруг меня события. Мне нужно было установить физический контакт, потому что благодаря этому мозг мог лучше измерять расстояния».
Забавно, но то интервью Биспинг давал корреспондентам британского TalkSport и под видео, но не знал, что это была прямая трансляция. В один из моментов он просто вытащил стеклянный протез.
3. Разодранная губа Алистера Оверима
2019 год. Алистер Оверим дерется с Жаирзиньо Розенстрайком и побеждает его по баллам благодаря нескольким мощным тейкдаунам. Все решает мощный удар Розенстрайка на последних секундах: он просто классно попал в челюсть Оверима. Судья моментально остановил бой, потому что губа Оверима была разодрана.
Правда, скоро Оверим позабыл об этой травме. Несколько операций — и его лицо не запомнило тот жесткий удар соперника.
4. Доставалось и девушкам, одной даже порвали ухо
В 2014 году Лесли Смит справилась с Джессикой Ай за два раунда. Во втором раунде, когда интенсивность поединка стала выше, Смит ушла в контратаку и взорвала левое ухо Джессики несколькими мощнейшими ударами. Откровения Джессики: «Я действительно ничего не чувствовала. Я вообще не помню, чтобы мне было больно, пока после боя, я не посмотрела повтор и не увидела, как человек у ринга заталкивает мне в ухо марлю. Вот тогда мне стало ужасно больно. С другой стороны, я была так зла, что наш поединок остановили! Это заглушало неприятные ощущения».
5. Мэтт Митрион и огромная плюха над глазом
Перелом глазницы — обычная травма не то, чтобы для UFC, но и для спорта в целом. Как это часто бывает, спортсмены переносят операции, а потом восстанавливаются в специальной маске. Но у Мэтта Митриона был другой случай.
Бой против Трэвиса Брауна был более-менее равный до третьего раунда. Затем удар Брауна — и бровь над правым глазом стала стремительно распухать. Через полминуты гематома стала размером с апельсин.
Но это не единственная беда Митриона в этом поединке. В одном эпизоде Браун кинул его броском – так Митрион получил еще и вывих плеча.
Какой ужас. А UFC вообще как-то заботится о безопасности своих бойцов?
Заботится. Правда, здесь есть очень важная деталь.
UFC не предоставляет медицинскую страховку бойцам. В 2015 году Дэйна Уайт, основатель и действующий руководитель организации, обдумывал эту ситуацию, но понял, что не хочет заморачиваться над бюрократией. Но с каждым новым турниром бойцы получали новые повреждения — иногда серьезные, иногда не очень. И нужно было думать, как компенсировать им потраченное здоровье.
Тогда Уайт сосредоточился на выплатах.
У UFC есть несколько финансовых чеков для бойца.
За бой — обычно на него боец покрывает зарплаты для штаба и живет дальше.
Бонусная система — от телеправ, спонсоров и т.д.
Покрытие затрат на медицину. В течение определенного срока боец должен пройти углубленное обследование, получить заключения врачей, направления на операцию или операции (если нужно). После этого — предоставить UFC справки. Тогда организация покроет потраченные на лечение деньги.
В 2021 году фанат в «Инстаграме» (запрещенная в России экстремистская организация) спросил, будет ли UFC когда-нибудь давать обязательные долгосрочные медицинские льготы. Уайт ответил: «Возможно, скоро». На данный момент UFC просто предлагает льготы за тяжелые травмы во время боев и тренировочных сборов. В том же году вопрос об обязательной медицинской страховке журналисты задали Уайту перед одним из ивентов.
Причем сам вопрос касался истории Спенсера Фишера, страдавшего от хронической травматической энцефалопатии после многочисленных травм головы. Болезнь обострилась после завершения карьеры и заставляла Фишера проходить многочисленные реабилитации. Уайт говорил: «Да, мы много думаем над этим [над медицинскими страховками]. Но очень-очень много нюансов. Например, болячка, возникшая не из-за боев или тренировок. Честно говоря, это взрывает мне мозг».
Обычно бойцы не комментируют ситуацию вокруг отсутствия медицинских страховок. Но иногда встречаются и недовольные. В прошлом году выступил Тони Фергюсон перед UFC 274: «Я скажу: „Давайте застрахуем бойцов“. Давайте выйдем на новый уровень. Если вы понимаете, о чем я. Когда они заключали сделку с Reebok, UFC действительно стал моднее. Это был другой уровень: по деньгам, экипировке, оформлению октагонов. Чуваки, в плане медицинской страховки все то же самое. У всех нас есть семьи, мы все должны поддерживать наше здоровье. Я не знаю, дойдут ли до Дэйны мои слова, его прямо сейчас нет рядом со мной. Но нам нужны медицинские страховки».
Если что, Фергюсон знает, о чем говорит. К его локтю прикручена стальная пластина, он рвал кресты, ломал кости и получал много других болезненных повреждений.