Первыми с номерами на майках вышли футболисты лондонских «Арсенала» и «Челси» в 1928 году. За прошедшие с тех пор десятилетия сложился ряд цифр, которые традиционно выбирали себе игроки тех или иных позиций. Любому болельщику со стажем понятно, что единица — это, скорее всего, вратарь, а десятка — нападающий или полузащитник. Но футбол, как любая культура, включает в себя маргиналов. И вот 12 доказательств этого.
№ 0 — Хишам Зеруали, полузащитник, «Абердин»
Зеруали приехал в Шотландию в 1999 году и сразу получил прозвище Зеро — по начальным буквам фамилии (Zerouali). Марокканец решил соответствовать прозвищу и взял нулевой номер. Спустя пять лет Хишам погиб в автокатастрофе, и шотландский клуб навечно закрепил за ним ноль. А Федерация футбола Шотландии, удивившись подобному прецеденту, запретила другим футболистам носить экстравагантный номер.
№ 1 — Пантелис Кафес, полузащитник, «АЕК»
В истории футбола наберется с два десятка известных полевых футболистов, отбиравших традиционную единицу у вратаря, в том числе босниец Спахич из московского «Торпедо». Кафеса мы предпочли потому, что под первым номером он дольше других был на виду. А еще пройдоха Пантелис выиграл со сборной Греции чемпионат Европы 2004 года, не сыграв на турнире ни одного матча.
№ 2 — Владислав Радимов, полузащитник, «Крылья Советов»
Влад никогда особенно не стеснялся в выражениях и не считался с мнением окружающих. Может быть, поэтому он, играя под нападающими, предпочитал любимую защитниками двойку, а вне поля предпочел молоденьким манекенщицам певицу Татьяну Буланову, родившуюся на шесть лет раньше него. Болельщики любили Радимова за мастерство и твердый характер. В «Крыльях» и до конца карьеры в «Зените» он вместе со вторым номером носил капитанскую повязку.
№ 3 — Мохамед Каллон, нападающий, «Интер»
Каллон рос, как это водится в Африке, в большей семье. Трое его братьев тоже были футболистами, но лишь захолустными. Зато Мохамед в 2001 году получил шанс аж в миланском «Интере». Болельщикам он запомнился диким для форварда номером и ужасным транжирой, стадами запарывающим голевые моменты. Каллон давно исчез с больших футбольных радаров. Сейчас он владеет африканским клубом имени себя.
№ 4 — Томас Буффель, нападающий, «Рейнджерс»
Строго говоря, чистого форварда бельгиец никогда не играл. Выходил на поле в роли инсайда или второго нападающего. И все же заявляли его именно как форварда. По крайней мере, пока он играл в Шотландии. Вторую половину карьеры Буффель провел на родине, где сменил позицию на более глубокую, а номер на более традиционный — 19.
№ 5 — Зинедин Зидан, полузащитник, «Реал»
К моменту перехода в мадридский «Реал» в 2001 году номер десять в команде занимал Луиш Фигу. А у обладателя золотого мяча фиг отожмешь. Может быть, поэтому великий Зизу удовлетворился нехарактерной для плеймейкера пятеркой. А может, потому, что на номера ему было начхать. Ведь до этого в «Ювентусе» он годами играл под не менее странным для гения 21-м номером.
№ 6 — Эммануэль Адебайор, нападающий, «Реал»
В 2011 году распухший от звезд «Манчестер Сити» отдал тоголезца в аренду мадридскому «Реалу». Адебайор взял себе редкий для центрального нападающего номер 6 и играл с ним только в чемпионате Испании. В Лиге чемпионов под этой цифрой был заявлен Мамаду Диарра, и Эммануэль вынужден был выступать под номером 28. Еще Адебайор недолго встречался с русской девушкой и сохранил о нашей стране хорошие воспоминания.
№ 7 — Лука Буччи, вратарь, «Парма»
Итальянец не просто нарушил неписаное правило для вратаря — не брать номера со 2-го по 11-й, но и сделал это трижды. За 24-летнюю карьеру голкипер поиграл под номерами 5, 7 и 10! Безобразие! А еще у него рост всего 180 см — маловато для вратаря. К тому же он съездил на ЧМ-1994 и ЧЕ-1996 в качестве зрителя, то есть просидел оба турнира на скамейке запасных. Противный малый, короче.
№ 8 — Марсель Десайи, защитник, «Милан»
Нетипичная для защитника восьмерка в случае с Десайи объясняется просто: он спустился в оборону из центра поля, где такой номер вполне распространен. По-хорошему, здесь стоило бы вспомнить чеха Павла Мареша. Тот играл в «Зените» слева в обороне, что для игроков с цифрой 8 на спине настоящая редкость. Но питерский клуб выступит в этом списке с раритетом похлеще.
№ 9 — Радек Ширл, защитник, «Зенит»
О сладостная девятка! Ты — мечта подзаборных хануриков и певиц из группы «Пропаганда»! Ты же услада эго любого центрфорварда. Мы не знаем, услаждал ли этот номер эго левого защитника «Зенита» времен Властимила Петржелы, но он отыграл под ним четыре сезона. При тренере Петржеле в питерской команде слева в обороне вообще то и дело появлялись нехарактерные номера. Помимо уже упомянутой восьмерки Мареша в одном из матчей левого защитника играл номер 10 — Андрей Аршавин.
№ 10 — Кристиан Лупателли, вратарь, «Кьево Верона»
Если девятка в футболе номер сакральный, то десятка — архисакральный. Обычно ее выделяют самому крутому атакующему игроку. Бывают и исключения: Лотар Маттеус и Нико Ковач с десяткой на спине играли в опорной зоне, а иногда и в защите. Но оставим этих легендарных для своих стран игроков и гневно посмотрим на безбожника Лупателли. Этот лысый итальянец потом еще и в «Роме» у полевых третий номер отжал.
№ 11 — Ринкон, защитник, «Труа»
Про этого бразильца ничего особо и не скажешь: заурядный защитник команды, стоявшей на вылет во французской лиге. Примечателен он тем, что ни в одной из пяти топовых европейских лиг вы не найдете центрального защитника с двумя единицами на спине. Одиннадцатые номера нередко играют в обороне слева и справа, но не посередине. Настоящее музейное исключение.
Бонус: № 1+8 — Иван Саморано
Один из лучших чилийских нападающих всех времен крепко держался за футбольные стереотипы и во всех командах стремился заполучить классическую для центрфорварда девятку. В миланском «Интере» его каприз обломал великий бразилец Роналдо, не захотевший уступать Ивану козырную цифру. Пришлось Саморано взять номер 18 и, чтобы было не так обидно, пририсовать плюс посередине.