Как все прекрасное, айкидо пришло в СССР незаконно: восточные единоборства, кроме дзюдо, были запрещены. Именно за дзюдо в 1960-х вынуждены были выдавать свои занятия первые тренеры айкидо, часть которых самостоятельно училась боевому искусству по контрабандным учебникам, часть — у сенсеев во время командировок в страны Азии и Африки.
Первые официальные тренировки «в порядке эксперимента» у нас разрешили только в 1981 году.
Япония в корне
Айкидо зародилось в 1920-х годах в Японии, когда Морихэй Уэсиба (или Морихей Уэшиба, как говорят приверженцы системы транскрипции Спальвина) после долгих лет тренировок получил степень кёдзю-дайри по традиционному японскому единоборству дайто-рю. Степень подразумевала свободное владение примерно 350 приемами и позволяла открыть собственное додзё (зал), что мастер и сделал.
С тех пор, правда, еще лет двадцать техника и философия айкидо претерпевали значительные изменения и неустанно меняли названия: уэсиба-дзюку, дайто-рю айкибудзюцу, дайто-рю айки-дзюдзюцу, дайто-рю айкидзюцу, дай-нихон асахи-рю, айой-рю айидзюдзюцу, такэмусу-айки, кобу-дзюцу, айки-будо. Привычное для нас боевое искусство стало называться, по разным данным, в 1941 или в 1942 году, а в его основу легли базовые приемы из более ранних японских единоборств, которые Уэсиба соединял и совершенствовал в соответствии со своей философией.
Считается, что на нее оказали сильное влияние учения секты омото-кё, которыми Уэсиба не на шутку проникся и навсегда разлюбил зло, агрессию, жестокость и вообще любое стремление причинять кому бы то ни было вред. «Мир и гармония на Земле могут воцариться только благодаря любви, терпимости и доброте человека», — повторял Онисабуро Дэгути, основатель религии омото-кё и друг Уэсибы. Дэгути смог убедить его составить компанию в походе во Внутреннюю Монголию, чтобы найти страну-легенду Шамбалу. Намерения были настолько серьезными, что двое друзей взяли с собой белоснежного коня (для одиозности) и группу добровольцев.
Правда, авантюристов быстро поймали, признали японскими шпионами и даже приговорили к смерти. Несчастных спасло только вмешательство японского правительства. Впрочем, пользы от Дэгути было больше, чем вреда: он помогал открывать другу школы одну за другой и на первых порах обеспечивал учениками из собственной секты. Правда, совсем скоро они не понадобятся: Уэсиба получит поддержку правительства Японии, а от желающих постичь его путь не будет отбоя.
Миру мир
«Айкидо — это не только искусство выживания в экстремальной ситуации. Это искусство жить вообще. Это искусство гармонии с энергиями, которые окружают нас — от энергии внутри тебя до энергии космоса», — говорит наш консультант, президент Федерации айкидо России Николай Егоров. Сам принцип айкидо как боевого искусства — исключительно защита, ни в коем случае не нападение. Пожалуй, это единственное единоборство, где твоя физическая сила практически ничего не значит: основа борьбы заключается в специальных приемах, которые позволяют направлять агрессию противника против него же. То есть отправлять его силу ему обратно.
Еще в айкидо не принято выяснять, кто круче, сильнее, ловчее и так далее, поскольку соперничество несет в себе если не агрессию, то дисгармонию. Единственная победа, которой ты можешь достигать в айкидо хоть каждый день, — это победа над самим собой. Для этого достаточно тренироваться и сегодня делать или лучше, или больше, чем вчера. Или просто менять свое отношение к жизни, «постоянно становиться еще немного лучше», как говорит наш консультант.
Поскольку выявление самых «крутых» не в правилах айкидо (все люди равны), проводить соревнования тоже запрещено. Исключение — специальное соревновательное направление: томики. Правда, его отношение к айкидо у приверженцев традиционных школ вызывает большие сомнения, ведь соперничество нарушает сами основы единоборства, которое существует исключительно как прикладной вид боевого искусства для выживания в реальных условиях.
Впрочем, в России несколько лет проводились соревнования даже по классическому айкидо, но вскоре были официально запрещены. Сейчас идею пытаются возродить уже не в противоречащем традициям квалификационном виде. Места в поединках не присуждаются, а участники просто выходят на татами, чтобы подтвердить свой уровень. Так, сто человек из ста могут выиграть или все сто проиграть. Сейчас в нашей стране такие поединки проводятся только среди младших групп.
Тысяча путей
Поскольку учеников у Уэсибы было несметное количество, только основных направлений в айкидо больше тридцати (с точным числом специалисты не определились). Многие из последователей открывали свои школы и дополняли техники учителя собственными. Да и сам Уэсиба постоянно что-то менял в единоборстве. Например, те из последователей, кто обучался в 20-х годах XX века, имели иное представление об айкидо, нежели новички из 40-х и уж тем более из 50-х годов. Остановимся на самом популярном в мире направлении — айкикай. Морихэй Уэсиба сам создал и ныне действующий Фонд айкикай. Вот почему именно это направление считается классическим айкидо, его Уэсиба преподавал в последние годы жизни. Кстати, фонд по традиции возглавляют потомки основателя единоборства. Сейчас, например, делами заправляет его внук Моритэру Уэсиба. Ниже упомянем еще три направления айкидо, которые, как мы наивно полагаем, покажутся тебе интересными. Кстати, некоторые из них друг друга не признают.
Ёсикан отражает изначальную суть айкидо. Она, к слову, не имеет никакого отношения к классическим учениям и отличается жесткими силовыми движениями. В отличие от привычного айкидо, твоя сила здесь не менее важна, чем сила противника. Лицом ёсикан считают одного из первых учеников Уэсибы — Годзо Сиоду.
Специально для тебя придумали (не мы, к сожалению) что попроще — кихон-доса. В основе направления лежат шесть базовых движений. После того как ты их заучишь и будешь эффективно сочетать, запросто сможешь расправляться со всеми, кто не удосужился отработать на пару движений больше. Метод отлично подходит, когда нужно одновременно обучить большую группу неподготовленных людей. Милицию или продавцов шаурмы, к примеру.
Реальное айкидо — современное молодежное направление, которое очищено от традиционного японского пафоса, глубокой философии и максимально нацелено на выживание в реальных условиях улиц.
От своего меча
Чтобы научиться использовать силу противника против него самого, айкидоки (айкидоисты или айкидошники по-нашему) проходят не один десяток этапов тренировок, причем каждое движение отрабатывается до автоматизма многократным повторением. Только на тренировках с партнером ты сможешь научиться чувствовать оппонента, управлять им и относиться к нему с уважением, любовью и миролюбием. Это похоже на иностранный язык: если ты постоянно в нем не практикуешься, то со временем познания становятся хуже.
Напомним, что атаковать в айкидо не принято, поэтому в процессе тренировок тебя прежде всего научат определять ма-ай. Так айкидоки называют дистанцию, в пределах которой противник не опасен. Как только расстояние со стороны нападающего нарушается повторно, ты можешь переходить к более решительным действиям. В первый раз следует просто попробовать восстановить ма-ай — иногда это помогает. Кстати, «приступить к более решительным действиям» тоже не означает приложить руку.
Возможно, тебе поможет просто уход в сторону от линии атаки. Что же до непосредственно тактильных приемов, то все они основаны на умении выбрать правильную позицию в нужный момент, на поставленном дыхании, координации в пространстве, свободе движений, положении тела (наклоны, к примеру, не приветствуются, а на аттестации мастера особое внимание уделяют правильной осанке учеников) и умению выводить противника из состояния равновесия. Только применив последнее, ты сможешь приступить к характерным для айкидо броскам и дезориентирующим ударам. Что до оружия, то его в тренировках используют далеко не все сенсеи. А если и используют, то в основном это разные виды мечей или палки.
Годен!
Даже если у тебя действительно пять язв, благодаря которым ты не попал в армию, для занятий айкидо (причем успешных) ты сгодишься. Регулярно сдают аттестацию по общим требованиям даже люди, с рождения прикованные к инвалидным креслам. Единственное, в чем может быть проблема, так это в твоем сознании. Японцы говорят, что идеальный возраст для начала занятий айкидо — 30 лет (не бойся: начинают и в пять, и в семьдесят).
«Это такая условная граница», — отмечает наш консультант. Здесь немногословные мудрецы имеют в виду, что человек должен набраться хоть какого-то жизненного опыта. Ему необходимо сознавать всю относительность сиюминутных побед и поражений, чтобы уметь работать на перспективу и понимать, почему это действительно важно. Этого в общем-то достаточно. Всему остальному тебя уже научит айкидо в процессе тренировок.
Как утверждает Николай Егоров, регулярные занятия позволяют самосовершенствоваться тебе как человеку в целом, а не только как желающему уметь дать отпор кому угодно. Ты начинаешь лучше переживать стрессы, эффективнее решать бытовые проблемы, становишься более раскованным и уверенным в себе. Ну, и ты, конечно, будешь здоровее.
Айкидо в чем-то похоже на плавание: во время тренировок улучшается работа всех систем организма. Правда, для всех этих достижений потребуется куча времени. «Людям, которые просто хотят научиться защищать себя на улице, мы обычно советуем идти в другие залы. Скажем, бокс или карате дадут эффект гораздо быстрее. Да и вообще, достаточно просто 3—4 месяца регулярно бить грушу и научиться сильно и энергично махать кулаками», — говорит наш эксперт. Чтобы начать использовать приемы из айкидо в реальном Бутове, тебе потребуется где-то пять лет. Тогда ты получишь первый дан, черный пояс и право надевать хакама — форму для тренировок с широченными штанами вроде шаровар. До этого придется заниматься в кимоно, которое правильно называется «доги». Еще через пятилетку у тебя есть все шансы овладеть большинством приемов в совершенстве и довести их до такого автоматизма, который будет работать даже в экстремальной ситуации. Впрочем, этого хотят не все: кто-то идет в айкидо за психологическим спокойствием, а кто-то как в фитнес — чтобы просто поддерживать форму.
Идея «айкидо ради фитнеса» популярна в Европе и Америке, в то время как русские и японцы в большинстве своем делают акцент именно на прикладном характере приемов. «Это еще одно объяснение всемирной популярности айкидо: оно настолько многогранно, что каждый находит что-то для себя», — говорит Николай Егоров.
Выслуга лет
Как в школе — сдать всю программу экстернатом и потом десять лет отдыхать, в айкидо запрещено. Ты не зарабатываешь степени, а заслуживаешь их годами и даже часами тренировок. А на аттестации просто подтверждаешь, что твои умения действительно соответствуют новому кю или дану. Поэтому нередко бывает так, что айкидоист с первым даном тренировался настолько больше напарника с пятым даном, что владеет приемами гораздо лучше.
Чтобы получить хотя бы первый дан, нужно пройти ученический путь с пятого или шестого кю (зависит от вида айкидо) до первого кю. В детском айкидо отсчет в обратную сторону и вовсе нередко начинается с десятого кю. Получить первую аттестацию можно после трех месяцев занятий. Дальше срок до аттестации на новый уровень увеличивается. Первый кю, например, ты сможешь получить только через год после того, как пройдешь аттестацию на второй. При этом тренировкам в этот год ты должен посвятить минимум 120 часов — это тоже одно из условий допуска к аттестации.
Платный сыр
Есть много причин, почему, решив заняться айкидо, ты сильно рискуешь попасть на уроки людей, которые к айкидо имеют не большее отношение, чем мы.
1. Поскольку в айкидо нет соревнований, сведений о том, кто на самом деле лучший, тоже нет.
2. Даже представители одних школ и направлений зачастую работают не сообща. Ни у российского, ни у мирового айкидо нет по-настоящему единого центра. Стать им в нашей стране планирует Национальный совет айкидо России (НСАР).
3. Айкидо — невероятно популярный вид единоборства, заработать на котором стремится любой мошенник, которому удалось украсть татами или доги.
В то же время есть простые способы избежать участи отдать деньги за занятия впустую или попасть в секту. Наш консультант советует узнать как можно больше о клубе, в котором ты собираешься заниматься: кто тренер и какой у него дан, есть ли технический директор (наблюдатель, куратор — как тебе больше нравится) с высокой степенью из Японии, состоит ли клуб в какой-то организации айкидо. Последнее смотри именно на сайте организации, а не на стенах клуба: сертификаты могут быть сделаны в фотошопе самим сенсеем-самозванцем. «Есть много серьезных организаций айкидо, однако ручаться я могу только за те клубы, которые входят в НСАР», — говорит Николай Егоров.
Благодарим за помощь в подготовке материала президента Федерации айкидо России Николая Егорова.