Red Bull BC One — главный ежегодный ЧМ мира по брейкдансу — проводится вот уже шестнадцать лет, а русские в нем не побеждали никогда. Совсем. Видимо, к приезду журналистов из MAXIM здесь решили изменить традиции и довели до финальной битвы аж трех россиян. И 9 ноября наша би-герл Кастет в финале обошла трех японок!
Брейкданс смотреть гораздо интереснее, чем читать про него. Это выгодно отличает его от шахмат и российского футбола. Тем не менее Кастет оказалась обаятельной и находчивой на слова собеседницей. И все-таки сперва советуем посмотреть ее победное выступление.
MAXIM. Почему такое странное прозвище — Кастет? Заслышав «А сейчас на сцене Кастет!» невольно представляешь себе русского рэпера, который сейчас выскочит и начнет зачитывать что-то про жесткую житуху братков с Капотни. Уж точно не девушку.
KASTET. Это все потому, что у меня фамилия девичья — Кастюкова. И друзья начали погонять то Костиком, то Кастетом. А я и не против, мне понравилось даже. Звучит круто, и характер в этом есть.
А родители как зовут?
Иногда шутят, что «О, да это генерал Кастет надо мной», но вообще зовут Наташей. (Нынешняя её фамилия — Килячихина, если что. — Прим. ред.)
Родители сильно мешают заниматься брейкдансом? Или вдруг помощь какая приходит от них?
Вообще-то я уже замужем, так что муж для меня первый человек. Он здесь сейчас. А родители, когда я начинала в тринадцать лет, были не против. То, что я хоть чем-то занимаюсь, уже хорошо!
Муж — это тоже хорошо. Но если вдруг с тобой знакомится молодой человек и узнает, что ты танцуешь брейк, то как он реагирует?
Говорят: «Ой, девочка — и брейк? И что, можешь и верхний, и нижний?» И дальше такие же сыплются вопросы. С кем разговор заходит далеко, хотят и видосики мои посмотреть, как все это чудо выглядит.
Какой самый большой зал, в котором ты выступала?
Думаю, это будет завтра, на финале. (Интервью мы брали за день до триумфального выступления, публики в итоге было много, и отличной. — Прим. ред.)
А тебе страшно? Может, есть какие-то ритуалы перед выходом?
Я стараюсь молиться. А если чувствую страх, то начинаю себя анализировать и устранять его причину. Главное даже не собранность и не кураж «Я сейчас выйду и всех уделаю», а поймать момент. «Пора идти, вот она я, здесь все так же, как на улице!» На улице же ты не переживаешь, ты среди своих.
Соперники на баттле дразнят и злят друг друга. Бывают такие противницы, которые и в самом деле противны, и ты их хочешь победить чисто из вредности?
Как личности, они меня не злят. Меня больше бесят имена, за которыми стоит липовая знаменитость. Возмущает, когда вокруг человека слишком много хайпа. А когда кто-то злится на баттле, то меня это лишь смешит, я стараюсь все перевести в шутку. Можно посмеяться над человеком, что он так себя ведет.
Сейчас тебе двадцать один, начала ты в тринадцать. Существует предельный возраст, когда можно вдруг понять, что брейкданс — это твоя тема, и далеко продвинуться? Можно в тридцать лет начать танцевать?
Конечно, никогда не поздно. Из тех, кто сейчас выступает, Аюми из Японии начала в девятнадцать, сейчас ей 36 или 37 лет, и она в финале.
В 80-е годы всех, кто танцевал брейкданс, называли брейкерами. Сейчас я этого слова не слышу ни разу. Вышло из употребления?
Би-бой и би-герл. Только так.
А в чем разница между олдскульным брейком и современным?
Разница очень большая. Танцы и стиль совсем другие. Хотя есть хранители традиций. Меняется все, начиная с музыки и заканчивая тем, где танцуют.
Финал чемпионата круто озвучивал наш земляк DJ Smirnoff. А музыка вообще сильно влияет на перформанс танцоров?
Это первое, что влияет. По крайней мере, лично для меня. Я меломан, все люблю. Мне нравятся фанк, диско, рок, инструментальная музыка. А еще рэп. Посмотрела недавно сериал «Wu-Tang: Американская сага» и теперь вовсю слушаю Wu-Tang Clan.
А можно ли танцевать брейк под что-то нетрадиционное? Ну там под рок-н-ролл или панк-рок?
Под панк-рок, наверное, будет трудно. Я не пробовала, так как не слушаю такого. А в целом все интересно. Если не зацикливаться на брейке, а брать другую музыку, сразу начинаешь мыслить и двигаться иначе. Дома я так танцую.
А дома не опасно танцевать? Я прямо наглядно представляю, как домашний танцор брейка роняет мебель и случайно разбивает ногами телевизор.
У меня была очень смешная история, когда я только начинала учиться танцевать. Я очень хотела уметь стоять на руках и в своей комнате упала на монитор компьютера и разбила его. Так как мне было тринадцать и я еще не заработала денег, то мне было очень страшно, что родители вернутся и надают мне. Я придумала историю, будто компьютер упал сам, когда я была в другом месте, на кухне. Бывают такие ситуации. Но со временем появляется чувство контроля над телом, и ты уже не разобьешь ничего в критических условиях.
Компьютер самовыпилился? Ну, хороший родитель поймет. А на улицах в России много танцуют брейкданс?
Да, и у нас в Краснодаре тоже. Правда, есть зал для занятий, который мы вместе снимаем. В 16 тысяч обходится аренда за четыре раза в неделю по два часа.
Какое кино надо посмотреть, чтобы проникнуться всей этой темой брейкданса?
Французский фильм «Супер Ди Джей», 2002 года, где играет би-бой Бенджа. (А также Аманда Лир и София Бутелла. — Прим. ред.)
У многих людей в голове с давних пор засело, что брейкданс — это в первую очередь урбанистическая черная культура. Но вот я смотрю список участников финала — и там почти нет чернокожих. Зато много японцев и русских. Есть и классный украинец Робин с казахом Колей. Что случилось?
Мне кажется, это говорит о силе духа. Японцы сильны, потому что роботы, работают как сумасшедшие. Этим они и вывозят себя в финал. А русские очень оригинальные и самобытные. Японцам этого не хватает.
Выступления кого из би-боев ты особенно любишь смотреть?
Меня много кто вдохновляет, но я не засматриваю их записи до дыр, потому что невольно начинаешь усваивать и копировать их манеру, а я хочу максимально хранить свой стиль и свои чувства в танце. Мне так лучше. Судьи тоже видят, когда кто-то усердно копирует чужой стиль, и не одобряют этого.
Какое движение люди разучивают в первую очередь?
В топ-роке это кросс-степ. Индиан-степ. В футворке — сикс=степ. И так далее.
Парни на конкурсе выделывают невероятно трудоемкие силовые трюки. А вы чем берете?
Девушки на самом деле тоже все это могут. Но в них больше женской индивидуальности. Девушки в танце более нежные и обаятельные.
Погоди. Но ведь брейкданс — это личный вид спорта, на мой взгляд довольно агрессивный. Это же не бальные танцы. Какая тут женственность?
Очень можно тут женственность проявлять. Я бы еще поспорила с тем, что женственное — брейкданс или бальные танцы. Со стороны видится по-другому, но внутри системы в брейке наверняка больше добра.
И вот я, например, стал добрым и решил заниматься брейкдансом. На это ведь много времени надо. А чем зарабатывают на жизнь би-бои и би-герл?
Ну тут уж кто на что горазд. Кто-то просто отдан танцам и живет исключительно этим. Для меня это немного трудно, так как я учусь в университете на художника, чтобы развиваться не только физически, но и духовно. Но, чтобы попасть на чемпионат уровня Red Bull BC One, надо очень много времени. Очень. По сути, это будет твоей основной работой. Хотя денег это пока что не приносит.
Последний вопрос, который нас очень беспокоит. На баттле же не определено, кто заводит первым танец. Иногда танцоры топчутся довольно долго, не решаясь, кто из них начнет. Как долго может длиться такое противостояние?
Хоть и не часто, но бывает, что это затягивается очень надолго. И это полный отстой на самом деле, так как именно в начале поединка толпа дает тебе энергию. И эту энергию нужно подхватывать и рвать вперед. А когда толпа дает тебе энергию и ты ее профукал, то это твой фейл. Полный отстой.
Спасибо. MAXIM желает тебе успеха как никому больше! (Но мы не стали говорить, что она обязательно победит, так как боялись сглазить. И поступили верно!)