Контракт — обыкновенная мера закрепления обязанностей работодателя и исполнителя. В футболе все тоже держится на них: контракты определяют сроки игры футболиста за клуб, зарплату, бонусы, возможные автоматические функции продления. На контрактах сидят не только игроки, но и руководителей клубов и федераций.
Но часто в футболе соглашения создают дополнительные сложности, которые приводят к разной громкости скандалам. Для начала два ярких примера, когда из-за контрактов футболисты оказывались в ситуации заложников (правда, заложников с кучей денег).
Минувшим летом случился переход нападающего Роберта Левандовски в «Барселону». Мы, кстати, писали об этом парне и его безумном спортивном режиме.
В середине мая он впервые заговорил о желании уйти из «Баварии», за которую тогда играл. С его стороны был такой аргумент: «Мне хочется чего-то нового перед завершением карьеры».
Реакция клуба была ожидаемой: есть контракт до конца сезона-2022/23, неплохо бы поляку его соблюдать. В это время «Барселона» делала предложения по Левандовски и получала отказы, потому что предложенные суммы не соответствовали ожиданиям «Баварии». Параллельно в Мюнхене продолжали повторять «контракт, контракт, контракт»:
·Генеральный директор Оливер Кан: «Его контракт действует до 2023 года, и мы с нетерпением ждем его на первой тренировке. Я уже отвечал на вопрос о Роберте. Мы всегда говорим, что хотим выиграть Лигу чемпионов, но нужно подкреплять эти слова и действиями»;
Спортивный директор Хасан Салихамиджич: «Я не вижу причин обсуждать трансфер Роберта куда-либо. Он игрок „Баварии“ до лета 2023 года. Ему и его агентам нужно уважать контракт».
Что в итоге? В итоге Левандовски ушел из «Баварии», сделав это почти цивильно — за 45 млн евро от «Барселоны». Потому что контракт контрактом, но в Мюнхене понимали: либо сейчас получить деньги, либо пойти на принцип и год смотреть на недовольного поляка, попутно выплачивая ему зарплату.
Другая история — из солнечной Италии. Летом 2020 года Аркадиуш Милик (тоже поляк!) отказался продлевать контракт, но не нашел за июль-август новый клуб. Тогда руководство отправило его в резерв на полгода.
Сам он рассказывал об этой ситуации так: «Моя судьба была в подвешенном состоянии до последних часов трансферного окна. По крайней мере, сейчас я знаю, где играю. Я форвард сборной Польши, и это все, на чем я сосредоточен. Но это правда, последние дни были для меня очень напряженными. Обо мне много говорили, причем не всегда правду, поэтому я хотел бы кое-что прояснить. „Наполи“ хотел продлить контракт со мной еще на пять лет. Клуб дал мне выбор: подписать контракт или уйти. Я решил, что хочу попробовать что-то новое в другом клубе».
В итоге в январе 2021-го он ушел в «Марсель». Сначала французы арендовали Милика, потом заплатили «Наполи» 8 миллионов евро.
Иногда контракты не помогают клубам, футболисты все равно уходят
Возвращаемся к первой части текста. Роберт Левандовски за год до контракта очень хотел уйти, но «Бавария» не отпускала, аргументируя свою позицию незавершенным соглашением. Но здесь есть уловка в пользу Левандовски — «правило Уэбстера». Оно основано на 17-м пункте главы IV регламента ФИФА — «Поддержание стабильности договоров между профессионалами и клубами». По его условию, игрок, который провел 2+ сезона за команду, может в одностороннем порядке расторгнуть договор. Санкции — выплаты игроком суммы, которая осталась до конца соглашения. В случае Левандовски это 24 миллиона евро.
Левандовски вполне мог воспользоваться этим правилом. Почему не сделал? Возможно, здесь сыграло уважение к «Баварии».
Вот еще один пример. В Испании действует система клаусул: потенциальные покупатели могут заплатить сумму выкупа, прописанную в контракте нужного игрока, избежав обсуждений по цене. Чаще всего топ-клубы мухлюют и ставят неподъемные ценники. Раньше прописывали в районе 200-250 миллионов, но потом «ПСЖ» купил у «Барселоны» Неймара за 222 миллиона евро. Теперь даже молодым игрокам в контракте прописывают отступные в миллиард.
Иногда клубы-владельцы отговаривают футболистов от трансфера. Так в 2014-м «Атлетик» вредничал, когда «Манчестер Юнайтед» предлагал деньги за Андера Эрреру.
В итоге Эррера расторг контракт с «Атлетиком», заплатив лично сумму выкупа, и ушел в «Манчестер Юнайтед». Разумеется, деньги ему дал «МЮ».
Вот мнение одного из влиятельнейших агентов современности Жорже Мендеша: «Контракты — это наручники. Они делают футбол скучнее и сильно стесняют футболистов. Это юридически закрепленный механизм сдерживания. Но иногда он запирает футболистов в золотой клетке и делает их рабами».