У хоккея есть особый вайб: регулярные столкновения, впечатывания в борт, разбитые стекла, сломанные кости, выбитые зубы. К этому все фанаты относятся терпимо: ну, есть это все, и есть.
Но почему хоккей такой жесткий?
Сначала поговорим про драки. Для них есть специальные ребята в каждой команде — тафгаи.
Миссия у них простая: выходить, играть и драться (а иногда и просто подраться за партнера). Обычно тафгаи дерутся друг с другом, и это очень зрелищно: специально натренированный парень на льду бьет другого специально натренированного парня. Но иногда тафгай с помощью драки выводит важного хоккеиста противника из игры — здесь не про травмы, а про штрафные минуты, за которые в хоккее может произойти что угодно.
Правда в том, что драки изначально были символом НХЛ (Национальная хоккейная лига — главная американская хоккейная туса). Фредерик Артур Стэнли (или лорд Стэнли, позже в его честь назовут главный трофей турнира) при формировании первого кодекса правил в 1922 году включил пункт о «кулачных боях». Ему был присвоен порядковый номер 46 в своде правил. Так Стэнли и его союзники сделали драки официальной частью игры. Они считали хоккей настолько контактным видом спорта, что без махача само зрелище и процесс были невозможны.
Журналист Росс Бернштейн, который написал книгу «Кодекс: неписаные правила драки и возмездия в НХЛ», говорил: «Драка — это возможность для хоккея „контролировать саму игру“ и напоминать игрокам, что нарушения караются последствиями».
Парадокс в том, что Бернштейн как бы намекал: благодаря дракам хоккеисты не мстят непосредственно во время игры, исключая таким образом нарушения. Но драки — это и есть нарушения, которые в свою очередь тоже «караются последствиями».
Игроки же не обращали на штрафные минуты. Они были готовы к этому ради классной атмосферы и поддержки фанатов. Поэтому в XX веке процент драк, приходящихся на один матч, только рос. Вот данные от сайта Britannica:
В 1960-х драки случались в 20% матчей;
В 1970-х — в 60%;
В 1980-х — в 100%. То есть хоккеисты осознанно лупили друг друга буквально в каждом матче. И, бывало, не по разу.
Член Зала славы НХЛ Горди Хоу говорил: «Драки — это отличительная особенность хоккея. Без них нет шоу. Почему они вообще есть? Вот представьте: вы катитесь с шайбой, а вас на полной скорости сбивает соперник. Что вы хотите сделать? Ударить этому говнюку по зубам. Поэтому драки были, есть и будут в хоккее».
После 1980-х НХЛ начала постепенно бороться с драками. Сейчас есть куча штрафов за это — от малых до комбо и длительных штрафов. Штрафные минуты на скамейке можно получить даже за подстрекательство.
Почему в хоккее так много столкновений
Кстати, на профессиональном языке это называется хитами. Для непосвященных: хиты в хоккее — это не совсем игра в корпус, как, например, в футболе. Это вот так (посмотрите эти 16 минут жести — с самыми страшными хитами за всю историю НХЛ):
Однажды физик из Университета Монктона в канадском Нью-Брансуике Ален Хаш задумал исследовать хоккей со стороны своей специальности. Хаш смотрел, что происходит с точки зрения физики во всех игровых моментах хоккейного матча. В итоге он написал книгу «Физика хоккея», в которой рассмотрел и различного рода столкновения. Выводы такие:
в момент столкновения хоккеисты генерируют такую энергию, которая могла бы обеспечить работой обычную 100-ваттную лампочку на 1,5 минуты;
в среднем за матч участники теряют по 5 тысяч калорий;
хоккей невозможен без столкновений. Причина простая: даже если руководители лиги поставят запреты на столкновения, то очень часто физически будет невозможно уворачиваться от соперника. Во-первых, против этого играет скорость движения объектов. Во-вторых, амуниция, которая сильно увеличивает площадь фигуры хоккеиста.
Хаш писал: «Я действительно думаю, что без столкновений хоккей нельзя представить. Вы только подумайте: в футболе обходится без таких жестких столкновений, потому что скорость движения мяча по газону чуть ниже скорости движения шайбы по льду. Хоккеистам нужно на меньшей территории выиграть единоборство, которое априори сложнее. Плюс все это делается на скорости. Отсюда и столкновения. Но хоккеисты очень умны. Они понимают, что фанатам нравится силовые элементы игры. Поэтому и впечатывают друг друга в бортики. Особенно это работает на домашних аренах».
На самом деле НХЛ пробовала подредактировать степень жесткости. Какое-то время накладывались специальные дисквалификации за особенно жесткие приемы, но очень важен объективный взгляд. А единого мнения просто не было. Когда функционеры назначали бан за хиты, то в ответ приходили нарушители и даже пострадавшие и убеждали в неправильности такого решения. Действующий комиссар Гэри Беттмэн, кстати, относится к жестким силовым приемам очень лояльно. По его мнению, запрещать их — значит лишить игру и фанатов чего-то привлекательного.
Вот слова Беттмэна: «Вы даже не представляете, сколько писем на электронную почту мне приходит от фанатов. Они часто высылают мне видео с эпизодом, в котором Марио Лемье (обладатель Кубка Стэнли, член Зала хоккейной славы) вырубает кого-то жестким приемом. Это уже даже немного раздражает. Поэтому скажу следующее.
Нет, НХЛ не будет запрещать силовые приемы, потому что Международная федерация хоккея не переписывает правила — и не сделает это. Но да, НХЛ будет наказывать игроков за откровенную грубость и хамство на льду. Нельзя, чтобы люди калечили друг друга в абсолютно не приспособленных под это моменты».
Жесткие истории из хоккея: перерезанное горло, лопнувшее яичко, смерть
Выделим пять кровожадных историй из хоккея. Дисклеймер: особо впечатлительные люди могут не читать.
1. Разрезанное горло
Просто оставим ссылку (вставлять в текст не будем) на
Маларчуку тогда повезло: его спас врач, который когда-то проходил службу во Вьетнаме. Горло зашили кучей швов. Он вспоминал: «Моя первая мысль: лишь бы уехать от камер, куда-нибудь поближе к бортикам. Я умирал? Не знаю, но если бы и так, я бы просто не хотел, чтобы это в прямом эфире видели мои родные».
2. Раздробленная в девятнадцати местах челюсть
1999 год, «Аризона» играла с «Далласом». Игрок «Далласа» Джереми Реник после броска Бориса Миронова поймал шайбу лицом. Ну как поймал… Шайба прилетела ему в челюсть и раздробила ее в девятнадцати местах.
Реник потерял сознание. Потом он говорил: «Когда я пришел в себя, то не чувствовал свою челюсть. Рефери подъехал и просто сказал: „Черт, тебе лучше это не видеть“. Этот козел просто обнадежил, да. Но заживала челюсть очень долго».
3. Разорванное яичко
Да, была и такая травма. В 2010-м игрок «Ванкувера» Сами Сало получил шайбой в пах — от удара лопнуло яичко. Врачам срочно пришлось делать операцию, чтобы восстановить орган Сало.
4. Куча сломанных костей
29 мая 1996 года «Колорадо» играла против «Детройта» в финале Западной конференции. Игрок «Детройта» Крис Дрэйпер играл персонально против Клода Лемье. И Лемье некоторое время дерзил Дрэйперу, цеплял его и провоцировал на драку, но делал это безуспешно.
В какой-то момент Лемье просто припечатал Дрэйпера в борт. Результат: у Криса сломана челюсть, нос, скула, было сотрясение мозга и частично проткнута щека. Все привело к сложнейшей операции: кости соединяли с помощью специальных креплений-скоб.
Дрэйпер не простил Лемье за этот прием, а тот и не извинялся особо. Спустя год команды вновь встретились на льду и устроили массовую драку, которая до сих пор считается одной из крупнейших в истории НХЛ.
Кстати, читай и смотри: «5 самых массовых драк в истории хоккея (видео)».
5. Смерть на льду
Единственная смерть в НХЛ от травм на льду случилась 13 января 1968 года. Тогда встречались «Миннесота» и «Окленд». Игрок «Миннесоты» Билл Мастертон принял на себя хит двух соперников. После этого он приземлился на лед, ударился головой и потерял сознание. После удара у него шла кровь из ушей, носа и рта. Очевидцы говорили, что он ненадолго пришел в себя и сказал: «Больше никогда не буду играть».
Врачи не спасли Мастертона: он умер от полученных травм спустя 30 часов. В той встрече Мастертон играл без шлема. Его смерть вызвала широкое обсуждение использования шлемов в Национальной хоккейной лиге.
Фото: официальный сайт ХК «Нефтехимик», официальный сайт КХЛ