«Барселона» и «Реал» — два самых непримиримых соперника в футболе. Они играют в Эль-Класико. Они формируют две мощнейшие фан-базы планеты. Они постоянно подкалывают друг друга из-за выигранных трофеев в различных турнирах. И теперь они нашли новый параметр для сравнений.
Не так давно «Барселона» и «Реал» закусились на тему того, кто из них был более успешен.
В чем суть спора?
В успехе во время правления Франсиско Франко Баамонде. Этот испанский политик, которого многие называют генералом и диктатором, управлял страной с 1939 по 1975 год. Его правление связано с диктатурой. И почти за 40 лет Испания пережила три гражданские войны.
Большая часть легенд вокруг Франко и его любви к футболу говорит об успехе именно мадридского «Реала». На этом моменте недавно акцентировал внимание президент «Барселоны» Жоан Лапорта. Обсуждая участие «Реала» в деле Негрейры (громкий скандал в испанском футболе, возникший на основе связи «Барсы» с судьями), Лапорта выдал такое: «Я хочу отметить участие клуба в качестве частного обвинителя в судебном процессе. Клуба, который утверждает, что чувствует себя ущемленным. Клуба, которому всегда благоволили судьи, который считался командой режима [Франсиско Франко] и был близок к политической и экономической элите».
«Реал» не молчал и выпустил целый ролик, в котором говорил, что именно «Барселона» обрела успех во время режима Франсиско Франко. В нем «Реал» представил такие аргументы:
Один из министров Франко — Хосе Солис Руис — провел церемонию открытия «Камп Ноу».
В 1965-м Франко стал почетным сосьо (член одного из фан-клубов) «Барселоны». «Барса» награждала Франко медалями.
Франсиско Франко трижды спасал «Барселону» от банкротства. Здесь говорится об изменении статуса земельных участков и разрешении строительства на них. Обычно это приводит к застройке и повышению ценности актива. Такой участок можно продавать за большую цену.
При Франко «Барса» была успешнее: она восемь раз побеждала в чемпионате и девять раз брала Кубок генералиссимуса Франко. «Реалу» понадобилось 15 лет, чтобы взять чемпионский титул Ла Лиги при Франко.
Во время Гражданской войны в Испании были убиты игроки, директора и члены клуба «Реала».
Получается, Франко — болельщик «Барсы»? Не совсем
Все эти тезисы, которые в своем видео прояснил «Реал», действительно правдивы. Франко был в фан-клубе «Барселоны», он и его управленцы выделяли клубу некоторый бюджет в разное время и действительно спасали его от банкротства. Президентом «Барсы» некоторое время был Нарсис де Каррерас, который поощрял франкистские взгляды и продвигал современный девиз клуба «Больше, чем клуб». А еще есть история, когда Франко вмешивался прямо в трансферные дела «Барселоны», чтобы обеспечить переход звезды.
В 1951-м «Барселона» подписала венгра Ладислава Кубалу. В тот момент Венгрия была страной-сателлитом СССР, поэтому Франсиско Франко поставил перед Кубалой и его представителями одно условие: его переход в «Барселону» состоится, если Кубала примет испанское гражданство. И он принял, чтобы потом играть не только за «Барселону» и «Эспаньол», но и за сборные Испании и Каталонии.
Первое интервью об этом Кубала дал в 1967-м, когда переехал в Канаду: «Мне пришлось это сделать. „Барселона“ в тот момент была лидером испанского футбола и много выигрывала, все звезды мечтали играть за нее. Да, руководство Испании потребовало, чтобы перед переходом я принял испанское гражданство. Мне было нелегко, но я пошел на уступки, поскольку люди хорошо относились ко мне. Мир сходил с ума, нужно было следовать течению времени».
Получается, Франко действительно болел за «Барселону»? Нет, история все-таки была чуть сложнее. «Реал» выступил достаточно умно, аргументировав свою позицию однобокими тезисами. Они наглядно показывают, что «Барса» была клубом режима Франко. Но за тезис о принадлежности Франко к «Реалу» говорят некоторые моменты.
Франсиско Франко был националистом и часто резко высказывался против народов, населявших Испанию. Однажды он сказал: «Баски, каталонцы — в этих словах нет никакого смысла. Это все испанцы. А эти ответвления — вымыслы сумасшедших. Мы, испанцы, должны поддерживать единство страны, во главе которого стоит Мадрид».
Эти слова идеально подчеркивают внутреннюю политику Франко. При нем Мадрид был экономически сильнее даже больших городов Испании. При нем все самые богатые и влиятельные испанцы собирались в Мадриде. Это касалось и футбола. Хотя поначалу при Франко «Реалу» было очень сложно.
Первая Гражданская война в Испании прошла в 1936 году. На стороне Республики воевали коммунисты, социалисты, марксисты и представители левых политических настроений. Со стороны оппозиции — монархисты, социалисты, консерваторы и политики с правыми взглядами. Мятежников возглавлял Франко, который благодаря военной поддержке Муссолини и Гитлера вырвал власть.
Политическая нестабильность в Испании сильно сказалась на «Реале». Ведущие иностранцы покинули страну и разъехались по разным направлениям. Некоторые руководители и особенно видные члены попали под репрессии. Бразилец Фернандо был одним из иностранцев, которые бежали из Испании. В интервью он рассказывал: «Испания представляла собой сгусток чего-то страшного и неопределенного. Когда начались разговоры о строительстве всех сфер жизни вокруг испанских лидеров, некоторые политики и журналисты прозрачно намекали иностранцам из „Реала“: нужно покинуть страну, если они хотят сохранить жизнь. Конечно, при таких условиях футбол терял всякий смысл».
Настоящая связь Франко с «Реалом» возникла в 1953 году, и ее запустил Альфредо Ди Стефано своим трансфером. «Реал» договорился с «Мильонариосом», за который играл Ди Стефано. «Барса» — с «Ривер Плейтом», который владел правами на игрока. Спорную ситуацию призвали решить в ФИФА, а Франсиско Франко был одним из тех, кто консультировал «Реал» в этом деле. В итоге ФИФА решила, что два сезона Ди Стефано должен играть за «Мадрид», а дальше — еще два года, но уже за «Барсу».
«Барселона» оскорбилась и отказалась от трансфера. Франко говорил: «Ди Стефано выбрал лучший клуб мира и главную команду Испании. Он сделает „Реал“ великим не только в чемпионате страны, но и во всей Европе».
«Реал» действительно не сразу выигрывал при Франко. При нем он не доходил до чемпионского титула 14 лет подряд (с 1939-го по 1953-й) — самый продолжительный период без испанского чемпионства. Зато за 10 лет, с 1953 года по 1963-й, он семь раз победил в чемпионате Испании.
Но Франко поддерживал еще одну команду — другого соперника «Реала» по дерби
Но уже по мадридскому дерби. В Испании есть три сильнейшие команды: «Реал», «Барселона» и «Атлетико». Последняя тоже базируется в Мадриде. Но в послевоенные годы она называлась по-другому — «Атлетик Авиасьон». Интересно, что клуб изначально был близок к вылету во второй дивизион, но выиграл два чемпионства подряд после завершения Второй мировой войны.
Что говорит о связи Франко с «Атлетико»?
Во-первых, помощь в строительстве стадиона. Власти Испании в короткий срок и за небольшие деньги нашли место на трассе М-30 для строительства клубной арены.
Во-вторых, факт о двух чемпионствах и фраза «„Атлетик Авиасьон“ великолепно представляет все самое лучшее, что есть в испанском футболе».
В-третьих, дружба с бывшим президентом и легендой «Атлетико» Висенте Кальдероном, который славился поддержкой режима Франко.
От Франко доставалось «Атлетику» из Бильбао, национализм Франко нервировал клубное руководство
«Атлетик» — один из самых больших футбольных феноменов в мире. У некоторых руководителей есть мечта играть только выпускниками собственной академии. Трафаретные стратегии были давно реализованы «Атлетиком», который всю жизнь играл басками. Это бесило Франко и сторонников режима, и власти Испании всячески пытались влиять на политику клуба. Самое важное, что у них не получалось это делать.
Франко запретил «Атлетику» демонстрировать в клубной символике икурринью — флаг Басконии. Руководство клуба прислушалось, потому что показ этого флага действительно расценивался как покушение на государственность Испании. В остальном клуб жестко сопротивлялся сторонникам Франко. Они называли игру исключительно басками «националистическими проявлениями» — «Атлетик» упирался и играл в ту же политику. Сторонники режима заставляли диктора стадиона «Атлетика» говорить только на испанском. Тот не слушался: сначала делал объявления на баскском, потом — на испанском.
Наконец, Франко лично «рекомендовал» руководству клуба сменить название на «Атлетико», поскольку «Атлетик» — баскское слово. Боссы команды не стали переименовывать его.
Бывший президент «Атлетика» Хосе Мария Аррате, который был в команде сильно позже послевоенных времен, рассказывал: «Давление властей Испании на „Атлетик“ было невероятным. Радикально настроенные политики писали на нас доносы, угрожали в письмах убийствами и всяческими санкциями. Их раздражала наша стратегия. Мы открыто подчеркивали уникальность Басконии, за которую баски борются всю историю, и это раздражало Франко и его режим. „Атлетик“ выжил под таким прессом — это одна из самых больших побед свободной Испании».