Журналист, сооснователь подкаста и телеграм-канала «Мужчина, вы куда?»
Странно, наверное, начинать разговор о мужском здоровье с цитат из недавнего выступления комика Руслана Белого (признан иноагентом по решению Минюста), но, в конце концов, почему нет? В нем он, среди прочего, говорит о той чудовищной, как по мне, прослойке людей, которые называют себя осознанными, практикуют разные полезные практики, а в какой-то момент отправляются на Бали, где рассуждают о том, что нужно просто слушать, ведь «остров сам подскажет». С другой стороны, из лент «Инстаграма» (запрещенная в России экстремистская организация) тебе кричат фотографии конвенционально красивых девушек, которые в какой-то момент перешли на отказ от сахара и табату/кардио/резинки и теперь считают, что без их аккаунта те миллионы похожих аккаунтов не способны вдохновлять человечество на подвиги относительно собственного тела. Я понимаю Руслана Белого, от всего этого морщишься и убираешь смартфон в карман.
В мире, где мужчина по-прежнему является ответственным за достижение карьерных успехов, содержание всего на свете и решение всех глобальных проблем, лишь бы не решать бытовые и семейные, уж точно не до заботы о себе, не до ЗОЖа и прочей систематической работы, обращенной на себя самого. Это вроде как недостойно настоящего мужчины, и мы всегда найдем массу способов объяснить, почему нам сейчас некогда: нас идентифицирует наша карьера, наши глобальные успехи, а никак не умение быть системными в более мелких делах вроде питания, оформления истекающих документов, планирования отпусков и так далее. Эти дела мелкие, а мужчина решает глобальные.
Если подумать, то это очень напоминает продолжение нашего воспитания: систематическая забота о себе — это слишком мелкая и невидимая с точки зрения результатов вещь, в ней нет наглядности, в ней нет решения чего-то глобального. Однако именно исходя из наглядных проблем мы обращаемся к этой самой заботе: выпадающие волосы заставляют нас идти сдавать анализы, намечающийся живот — записываться в спортзал, надувшийся флюс — отправиться к стоматологу.
Однако не сказать, что дело лишь в этом. Ну потому, что вокруг и правда слишком много информации, причем часто взаимоисключающей, о том, как правильно поддерживать свое здоровье. Вот эта диета еще вчера была лучшей на земле, а теперь диетологи бьют тревогу, вот эти батончики не содержат глютена, а вот тут написали, что глютена вообще не существует, а комплексы витаминов не всегда и не всем полезны, а от иных вы будете чувствовать себя лучше, но это скажется на мужской фертильности.
Безусловно, инфантилизм и нежелание провести вечер за ресёрчем и оплатить поход к эндокринологу, чтобы реально понять, что с вами не так, не красят ни мужчину, ни кого угодно. Переучиваться важно, только по дороге есть риск стать кем-то вроде героя стендапа Руслана Белого и невыносимо унылым человеком. Слово «осознанность» сегодня слишком обесценилось, чтобы относиться к нему всерьез и, главное, рождает ассоциации с массой лишений, неудобств и трудностей, которые совершенно не хочется впускать в свою жизнь.
Во времена уберизации всего на свете, как мы знаем, частично, но решается проблема со здоровым питанием: стартапы, предлагающие разные наборы еды на каждый день и подбирающиеся исходя из ваших задач (похудеть, набрать массу, провести детокс), вроде уже стали общим местом. Даже психотерапия и та упростилась и уберизировалась из-за появления онлайн-сервисов по подбору психологов. Или, например, банки, многочисленные тюбики, сыворотки и умывалки — серьезно, мы рады заботиться о своей коже, нас тоже напрягает отвисший подбородок, черные точки на носу, выскочивший прыщ или шелушащиеся губы, но даже если вы мужчина, лишенный предрассудков, вам некогда вникать во все многообразие средств гигиены и ухода. Заходя в условное «Золотое яблоко», насколько быстро вы испытывали чувство растерянности и тревоги? Мой рекорд — 15 минут, пока я не найду какую-нибудь тканевую маску и не ретируюсь. Если с женой, то я могу провести там куда больше времени, ведь с родным Вергилием хоть на край света.
Мужское желание сделать все как можно быстрее, без лишних запар и немедленно вернуться к покорению космоса (даже если он ограничивается маршрутом автобуса), кажется, очень недооценивают маркетологи. И нет, я не говорю о попытках продать мужчинам что-то «надежное» и «практичное». Просто в рамках разговоров о новой маскулинности разговор ведется скорее о том, что мы должны позволить себе заботиться о себе, что косметика, БАДы, витамины и забота о ментальном здоровье это нормально, но мы и так все это знаем. Просто в этом мужском «есть дела поважнее», в этом инфантилизме и желании все упаковать в понятный тревожный чемоданчик не меньше маркетингового потенциала, чем во всем вышеперечисленном. И кажется, потенциал есть у стартапа
Да, это тоже вряд ли замена полноценному походу к врачу (хотя ничто не замена), но это тот самый волшебный наборчик, который существенно занижает порог входа в заботу о себе: тебе не надо проводить полжизни в онлайн-магазинах, а достаточно выбрать нужный тебе набор и уже этим спасти себя от выгорания, шелушения, усталости и многого другого. Ну а уже потом втянуться в более детальную заботу о себе, выработав привычку. Ведь неловкость за эту самую заботу мы, мужчины, на самом деле преодолели, нам просто хочется чего-то сразу и попроще, желательно без надстроек, мешающих решать глобальные вопросы. И хорошо, что попроще уже можно, а там и причинно-следственные связи между питанием, полезными привычками, заботой о себе и эффективности в решении глобальных вопросов наладятся.