Максим Ракитин, преподаватель актерского мастерства из театра-студии Smile, дал несколько советов, как успешно выступить перед публикой.
Внутреннее состояние
Оратор, который сомневается в себе, своем выступлении и смысле жизни, тоже может быть успешным. Его зовут Вуди Аллен. Остальным стоит настроить внутренний мир согласно инструкции.
Не думай за других
Да, возможно, зрители мысленно смеются над твоим дешевым костюмом и лопоухостью. Может быть, даже догадываются про татуировку в виде профиля Онищенко. Но это значит, что ты невероятно харизматичен. Ведь обычно они вовсе не имеют никакого мнения о выступающем, пока тот не закончит.
Ты ничего не должен публике
Частая ошибка — считать, что ты что-то должен зрителям. Это вызывает робость и заискивание, которые к лицу только тайским массажисткам. В реальности ситуация обратная: у тебя есть знание или эмоции, которых у публики еще нет. Ты готов этим щедро поделиться. И кто кому должен?
Поставь цель
Собрать инвестиций на миллиард и купить Казахстан под поле для гольфа — это вторично. Главная цель любого выступления (что на презентации, что со сцены) — донести до публики некую идею. Сосредоточившись на текущей задаче, ты отвлечешься от страха неудачи и мыслей о своем несовершенстве.
Запоминай состояние
Эмоциональная память — основа профессии артиста. Если ты запомнишь ощущение победы после выигрыша плюшевого медведя на «Форексе» и сможешь вызвать это чувство перед выступлением, мандраж сменится уверенностью.
Проведи аутотренинг
Перед выходом на публику посмотри в зеркало, вспомни всех, кто тебя любит, и проникнись уверенностью в том, что ты совершенен. Как минимум, симметричен, если у тебя две руки, две ноги и два глаза. Для первого впечатления уже неплохо.
Захват аудитории
Публика бывает капризной и непредсказуемой, как ребенок-трехлетка. Погремушка была бы очевидным решением, но для людей взрослых есть методы еще более действенные.
Владение материалом
Банально, но труднодостижимо. Мало выучить материал, его надо глубоко понимать. Тогда с ним можно делать на публике что угодно: нарезать соломкой, жонглировать или складывать пазл, не рискуя ошибиться и упустить важное.
Разрыв шаблона
Под красочным термином из НЛП скрывается парадоксальное поведение, которого зритель не ожидает. И это работает с любой публикой. Попробуй во время выступления поставить себе чай в бутылке из-под коньяка и отхлебывать. Увидишь, зрители будут полностью захвачены происходящим.
Фиксация внимания
Чтобы справиться с мандражом и удержать внимание аудитории, выбери кого-то одного из зрителей и обращайся по большей части к нему. Это создаст у тебя иллюзию общения один на один и сделает речь более уверенной.
Смена ритма
Любое приятное занятие может стать унылой работой, если не менять ритм. Поэтому даже порнокартинку меняют раз в полминуты. В обычном выступлении нет такой строгости, но и его желательно разделить на отрезки. Важное — дольше и медленнее, второстепенное — короче и быстрее.
Минута молчания
Лучший способ привлечь внимание аудитории. Надо молча смотреть в зал с внутренним посылом, что ты хотел бы рассказать многое, но не можешь продолжить, пока они там болтают и шуршат фольгой от шоколадок. Тишина воцаряется очень быстро.
Голос
Это главное в выступлении, не считая смысла. А в голосе главное — дыхание, голосообразование, дикция и логика речи. Рассказывая о голосе, Максим Ракитин умело модулировал и звучал крайне убедительно.
О дыхании и звукообразовании
«Нельзя в разговоре дышать грудной клеткой, дыхание должно быть диафрагмальным. Низ живота и косые мышцы выталкивают воздух, это дает голосовой посыл. Как говорил один мой педагог, надо яйцами разговаривать. И отвыкать от привычки говорить тихо. Голос есть у всех. У кого проблемы — пусть идут к фониатору. Это врач, который решает проблемы голосовых связок».
О дикции
«Язык — ленивая мышца, ее надо развивать. Скороговорки для этого подходят. И надо отвыкать говорить полуоткрытым ртом. Есть такое упражнение: винную пробку зажать зубами и прочитать текст, потом вынуть пробку и повторить. Разница будет наверняка. Делая это упражнение регулярно, можно избавиться от проблем с дикцией».
О логике речи
«Это самое сложное, потому что культурный уровень развивать надо. Читать больше, причем не только художественную литературу. Есть такая книга — „Диалоги с Иосифом Бродским“ Соломона Волкова, там прямая речь Бродского. Какая это речь!»
Выступать перед техникой
Не видеть аудиторию всегда спокойнее. Но прославиться под хештегом #фрикотжигает — не является целью выступления. Поэтому с техникой надо соблюдать особые правила.
Камера
Не смотри в зал. Если будешь следить за перемещениями осветителей и гримеров, твой взгляд на экране станет пустым и блуждающим.
Выбери ракурс. Лица у всех слегка асимметричны, и каждый выглядит лучше с определенного ракурса. Заранее определи свой.
Будь естественным. Любую наигранность камера усиливает до кривлянья придворного шута.
Веб-камера
Позаботься о свете. Источник света сбоку сделает тебя полутемным, как убывающая луна. Поставь лампу спереди, на уровне глаз.
Позаботься о фоне. Окно сзади затемнит лицо, пестрые обои будут рябить у зрителя в глазах. Фон должен быть светлым и однотонным.
Не забудь о гриме. Если не замаскируешь благородную бледность тональным кремом, любая камера, включая вебку, сделает тебя похожим на Муму, выловленную из реки к юбилею Тургенева.
Микрофон
Сохраняй дистанцию. Если ты во время программы станешь ерзать и покачиваться, звук будет приближаться и удаляться, будто ты вещаешь из гамака.
Сдерживай звук. Твой мощный голос из диафрагмы порвет зрителю барабанную перепонку, а звукорежиссеру — карьеру. На радио говори ртом, а не животом.
Дыши ровно. Микрофон очень чувствителен, и любой глубокий вдох дойдет до слушателя как пыхтение.