«Ну не делает уроки самостоятельно!»
Приучать к самостоятельности ребенка нужно в первые три-четыре года учебы.
«Это единственное время, когда ребенок учится с удовольствием», — говорит андидат психологических наук, психолог Научного центра здоровья детей РАМН Татьяна Свиридова.
Не упусти момент! Когда, чуть повзрослев, ребенок с ужасом осознает, что быть школьником ему предстоит еще долгие годы, будет уже поздно. (Надо сказать, именно на четвертый класс часто приходится спад успеваемости и резкое снижение мотивации к учебе. Не волнуйся, это в пределах нормы и носит временный характер.)
Пусть даже ребенок пошел в тебя и пышет гениальностью, но, если ты выйдешь из комнаты, оставив его наедине с учебником и тетрадкой, за уроки он так и не примется. И если ты не сдвинешь его с этой мертвой точки, ситуация не изменится все десять лет.
Каким бы элементарным и кристально ясным ни казался тебе процесс подготовки урока, для младшеклассника это довольно сложная деятельность. Если он витает в облаках или, наоборот, носится по комнате с воздушным змеем, то вовсе не потому, что он лентяй. В первое время ты должен, сев рядом, показывать, как что делается. Обсудите, в какой последовательности будет выполняться домашняя работа. Достаньте книжки, разложите принадлежности, прочитайте задание, выполните его.
«Главное здесь — давать ребенку точный план его действий, от которого он не должен отклоняться», — поясняет Татьяна.
Пока у него все получается, ты не вмешиваешься и продолжаешь пялиться в свой смартфон; если же чадо путается, помогаешь ему. У тебя нет на это времени? Тогда составь памятку с четкой последовательностью действий, которая всегда будет висеть у него над столом. («Шаг 1-й: убедиться, что памятка висит над столом».) Постепенно схема деятельности будет усвоена ребенком и перенесена внутрь, после этого тебе уже не придется стоять у него над душой. При всей детской беззаботности, к десяти годам никаких проблем с самостоятельностью и самоконтролем быть уже не должно.