Итак, ты облажался. Мы не спрашиваем, что это было: забыл про день рождения младшего брата, не позвал друга на вечеринку, протирал ноутбук котом своей девушки, а кот наябедничал или — о нет! — назвал Варвару Петровну из бухгалтерии гадюкой, а она, гадюка, услышала.
Ты, конечно, можешь, делать вид, что ничего не произошло, и ждать, пока расположение, дружба, секс и подписанные в бухгалтерии договоры вернутся в твою жизнь сами собой… Но лучше извиниться, причем не абы как, а по науке!
В журнале «Ведение переговоров и управление конфликтами» ученые опубликовали шесть ключевых аргументов, которые делают извинение действенным.
Выражение сожаления
Правильно: «Мне так жаль, что я протирал ноутбук Барсиком!»
Неправильно: «Мне так жаль, что ты увидела, как я протираю Барсиком ноутбук».
Объяснение того, что ты сделал неправильно
Правильно: «Мне следовало подумать, что Барсик такой же член семьи (далее неразборчиво)».
Неправильно: «Мне следовало подумать, что этот мерзавец может прокусить мне палец».
Декларация о покаянии
Правильно: «Я больше никогда так не буду делать!»
Неправильно: «Барсик еще пожалеет, что отказался протирать собой ноутбук!»
Предложение ремонта
Правильно: «Хочешь, я куплю Барсику „Вискас“ с лобстером?»
Неправильно: «Да ладно, он уже и так был потрепанный. Давай я куплю тебе нового. А еще лучше — Xbox!»
Просьба о прощении
Правильно: «Прости меня!»
Неправильно: все остальные слова.
Ученые пошли дальше и попросили группу волонтеров протестировать извинения. Часть использовала все ключевые аргументы, другие — несколько и в разных сочетаниях. Самой работающей парой оказались «Объяснение того, что ты сделал неправильно» + «Предложение ремонта». Наименее эффективными были те, кто просто просил прощения.
Психологически это работает так: предложение ремонта — действий, направленных на урегулирование ситуации, — переносит фокус внимания с отрицательного момента на положительный, тогда как обычной просьбой об извинении ты фиксируешь внимание на своем проступке.