Когда начинать экономить
Если ты потребитель массмаркета, то это советы для тебя. Потребление крафта вообще не подразумевает никакой экономии. Ценник на простейшее пиво начинается с 200-220 рублей и заканчивается где-то на 600, если мы говорим про бары. За эти деньги продается продукция российских пивоварен Zagovor и Wild Lab.
Впрочем, потребителям традиционного европейского пива тоже приходится перестраиваться: популярнейший в Москве и Санкт-Петербурге Guinness в некоторых местах сейчас стоит 750-900 рублей за пинту. И все равно люди идут и пьют, потому что любят. Про экономию в данной ситуации они уже не думают.
Что делать в супермаркете
Если говорить про цены без учета скидок, то всегда надо ориентироваться на стабильных российских пивоваров. Например, цена на пиво МПК в любом магазине будет для вас медианной линией, на которую стоит ориентироваться. То есть дешевле и качественнее вы в массмаркете найдете вряд ли. Правило работает и для классической линейки, и для того, что принято называть «массовым крафтом» (пиво стилистик IPA, APA и других).
Важно понимать, что не все пиво в одном ценовом сегменте будет одинаковым по вкусу и качеству. Если ты любитель классического евролагера, то тебе будет проще поставить себе задачу провести дегустацию всего доступного по цене пива из ближайшего супермаркета и найти то, что нравится. Обойдется это рублей в четыреста, зато сразу поймешь, что устраивает тебя. На своем примере могу сказать, что меня устраивают Carlsberg и Hollsten, но я даже нюхать не могу Bud и Miller.
Есть лайфхак: пиво в больших сетях часто дешевле, чем в пивных магазинах или барах. В баре мы сталкивались с ситуацией, когда для нас закупочная цена на популярное шотландское пиво Brewdog была выше, чем его продавали в крупных гипермаркетах. То есть нам было дешевле поехать туда и купить ящик этого пива, чем заказывать через дистрибьютора. Минус лайфхака: придется набраться опыта через посещение магазинов и сравнивание цен. Заранее предположить, что будет дешевле в гипермаркетах, довольно сложно.
Дешевого иностранного пива теперь нет, смирись
Если брать сеть «Красное и белое», то у них изначально были прямые контракты с иностранными производителями, варившими более-менее приличное пиво. И именно там была возможность дешево купить зарубежную продукцию.
Сейчас ассортимент изменился и вызывает содрогание. Я перепробовал все, что они везут из той же Германии, и это прям плохо. Лучше купи Carlberg. Да что угодно будет лучше.
Лучше избегать «разливаек». Любых
В эти места не стоит идти, если хочется купить качественное пиво. Есть отдельные положительные примеры, где наливают не только то самое «живое пиво», но и пару-тройку сортов от производителей качеством повыше. Если повезет, можешь наткнуться там на пиво от «Бакунина», Konix, Gletcher или Василеостровской пивоварни. Не предел мечтаний, но и не так плохо, как продукция «живоварен».
Другое дело, что в таких точках обычно вообще не промывается оборудование. И даже среднее пиво там за неделю превратится в «Боярское живое нефильтрованное». Люди не моют краны, не промывают линии, нет специальной холодильной камеры, колдрума. В итоге даже приличная «разливайка» со временем скатывается.
При походе в бар
Если ты пришел в крафтовый бар, то почти всегда выгоднее купить пиво в банке или бутылке, а не на разлив. Большинство баров перешли на объем бокалов 0,4 литра. И в 80% случаев купить пол-литровую банку будет дешевле, чем взять «с крана» то же самое пиво.
Есть традиция «шеринга» пива, распространенная в Европе и США, но только набирающая популярность в России. По сути, сейчас подобное практикуется только в отдельных барах Москвы, Санкт-Петербурга и, может быть, Ростова-на-Дону. Суть в том, что какое-то интересное дорогое пиво покупают несколько человек и вместе его пробуют. Можешь искать сообщества любителей шеринга или сделать такое в своем городе, чтобы совместно пробовать редкие дорогие сорта. Понятно, что обычный евролагер «шерить» сложно.
Рассчитывать на скидки в крафтовых барах сложно — все из-за того, что исходящий ценник на продукцию изначально высокий. Там еще на этапе производства используется дорогостоящее сырье: хмель дороже, солод, плюс добавление сверхдорогих ингредиентов вроде малинового пюре. Все это так увеличивает себестоимость, что у баров два выхода: продавать с минимальной наценкой, что не подразумевает скидку, либо завышать цену и вымучивать скидку.
Четко формулируй задачу: ты дегустируешь или пьянеешь
Современный крафт, особенно российский, — очень крепкая штука. Ты не выпьешь его в тех же объемах, что и классический евролагер. К счастью, сейчас есть тенденция на снижение градуса, хотя бы к летнему сезону. А так выпиваешь пиво West Coast IPA крепостью 9 градусов и уже хорошо себя ощущаешь.
Экономия по принципу «купил пиво крепче, но меньше» рабочая, если цель — дойти до кондиции. Если же мы говорим о вкусовых предпочтениях и задаче получить удовольствие, то действовать по такому принципу будет странно.