Молодые стартаперы и участники
Retro Ride
(экскурсии по Москве на ретроскутерах)
Стартапер Сергей Бондарев
История первая
В 2013 году (это был год запуска проекта и первый сезон экскурсий) в самый разгар сезона мне нужно было уехать на пару недель. На время своего отсутствия я передал дела помощнику. Составил план работ и указания по поводу принятия решений относительно продаж экскурсий (с обязательным согласованием со мной по телефону и почте).
На тот момент мы тестировали сервис, предоставляющий скидки. Я хотел понять, может ли он стать полноценным каналом продаж или станет скорее рекламным каналом. Запустили с этим сервисом пробную акцию на их условиях — мы проводили экскурсии практически по себестоимости. В середине акции количество проданных сертификатов подошло к заранее оговоренному в условиях договора максимуму.
Перед отъездом, зная о том, что нам предложат продлить эту акцию, я предупредил помощника: на тех же условиях мы продолжать не будем. Оставил ему расчеты, план переговоров с данным сервисом и новые условия, на которых мы готовы запуститься повторно. А если сервис не согласится, велел отказаться от продления акции.
В итоге по возвращении узнаю, что помощник, не согласовав со мной, в обход всех оставленных рекомендаций продлил акцию с сервисом скидок на старых условиях, по которым мы проводили экскурсии практически бесплатно. Я сразу же написал письмо с просьбой прервать акцию, мне его подтвердили, но к этому моменту уже было продано более 200 сертификатов на экскурсии, и мы уже никак не могли их отозвать.
В итоге весь оставшийся сезон мы проводили все эти экскурсии себе в убыток, чтобы выполнить условия договора. И все равно не смогли провести их для всех, ведь у нас сезон экскурсий заканчивается в сентябре, а проданные сертификаты были действительны до декабря, что полный бред (представьте экскурсии на ретроскутерах по сугробам).
По завершении у нас все равно получился большой процент возвратов, что поставило под удар партнерские отношения с данным сервисом. С помощником я, конечно, распрощался. А работу организовал так, чтобы даже во время моего отсутствия любое важное решение не могло пройти в обход меня. Ну и, разумеется, стал тщательнее оценивать людей, с которыми приходится работать.
История вторая
Был большой заказ на 25 скутеров. По условиям мы должны были их привести в Подмосковье на территорию базы отдыха для того, чтобы на дне рождения одного очень обеспеченного человека гости проехались на красивых ретроскутерах от причала с вертолетной площадкой до места, где они сядут на воздушные шары и улетят. Все было оговорено до мелочей и прописано в договоре. Заказчик утверждал, что, несмотря на то что это за городом, дорога, по которой поедут на скутерах, идеальная, с асфальтовым покрытием. Мы нарисовали маршрут и приложили его к договору. Но все равно попросили провести инструктаж по технике безопасности и сопровождать колонну скутеров.
В итоге, когда мы привезли скутеры, провели инструктаж и поехали в сопровождении колонны, к огромному нашему удивлению ведущий колонны внезапно повернул с маршрута в лес на тропу от квадроциклов, и вся колонна свернула вслед за ним. Мы только успевали ловить и собирать людей на скутерах, то и дело улетавших в кусты или тонувших в лужах. Слава богу, все доехали до воздушных шаров в целости и отличном настроении, но наша техника выглядела ужасно. Оно и понятно: городской ретроскутер с маленькими колесами не предназначен для прохождения лесной полосы препятствий для квадрациклов.
Хоть нам и было жалко нашу технику, но за нарушение договоренностей организатору пришлось возместить весь ущерб по договору.
История третья
Однажды у нас арендовали все скутеры для свадьбы, на которой даже фотограф был на скутере. Весь этот свадебный кортеж из скутеров выезжал с территории, за ним — машины с сопровождением, а в самом конце плелся фотограф на скутере. Автоматический шлагбаум открылся перед кучей скутеров, машин, а вот фотографа, ехавшего следом за машиной, датчик на распознал, и шлагбаум закрылся прямо перед ним, пока тот смотрел куда-то в бок. В итоге фотограф протаранил шлагбаум грудью и загнул его в букву Г. У фотографа даже царапинки не осталось, а вот за испорченный шлагбаум мы потом выложили кругленькую сумму арендодателю.
Kinderson
(детская парикмахерская в Костроме)
Стартапер Айгюль Саидова
Хочешь открыть свое дело — открой его сам. И если твои факапы его не убьют, то однозначно сделают сильнее.
Давайте знакомиться: меня зовут Айгюль Саидова. Я журналист и pr-менеджер. А два года назад я решила открыть детскую парикмахерскую в маленьком городе Костроме. Без знаний, без малейшего опыта и даже без помощи бизнес-наставников.
Если говорить о дровах, которые я наломала, решив, что вот-вот и окажусь в топе самых богатых людей мира, то этими самыми дровами можно отопить не один суровый сибирский город. Положа руку на свой бизнес-план, я до сих пор не понимаю, под воздействием каких генно-модифицированных продуктов я его составляла, и почему мы не только выжили, но и продолжаем успешно развиваться. Но обо всем по порядку.
«Саидова, опомнись! Брать парикмахеров на фиксированный оклад — это самоубийство», — внушал мне мой приятель, на тот момент (да и в принципе на этот) успешный предприниматель. Но «ничего не вижу, никого не слышу» оказалось сильней.
Нашли ли мы детских парикмахеров на оклад в 20 тысяч рублей? Да! Хотели ли они работать? А зачем, когда итак платят. Правда, платили мы не долго. Потому что… надо все-таки думать, в какое время года ты открываешь детскую парикмахерскую. Конец августа оказался не самым удачным периодом для того, чтобы легкой походкой и прямиком на Мальдивы. Максимум — это остаться хотя бы в своем помещении, за которое надо платить аренду. И лучше не натурой — а в нашем случае, кроме стрижек, да и то детских, хозяйке наших 40 метров (бодрой бабушке лет семидесяти) мы и предложить ничего не могли.
Про парикмахеров
Мы действительно взяли двух девушек на оклад в 20 тысяч рублей. Пока не было людей, их все устраивало. Как только детки пошли на стрижки, одна девушка резко улетела в Тайланд отдыхать на две недели (взяла отпуск за свой счет), вторая легла на сохранение (да, она еще и беременная оказалась). Обе были официально оформлены, а по факту у меня на вторник записано 15 человек, а подстригать некому. Хоть самой вставай, а я умею только налысо и то не факт, что получится. В итоге, я нашла тетеньку лет 50. Ее креатив еще долго мне аукался на форумах и в соцсетях. Женщина великолепная, но родители от нас хотели, мягко говоря, иного. А с этими работницами пришлось еще и помучиться: одна как прилетела, сразу уволилась, но за выходным пособием шла полгода, пришлось вызов делать через почту. А вторая устроила разборки при клиентах, когда расчеты моего бухгалтера не сошлись с расчетами ее мамы в 150 рублей. Словом, работали девушки полтора месяца, а я с их косяками еще полгода разбиралась.
Но, как говорится, последствия гениальных идей не приходят одни. К сотрудницам, которые упорно отказывались подстригать больше 4 детей в день, добавился еще и апокалипсис в лице суровых клиентов, решивших, что если парикмахерская детская, то и цены должны быть как стоимость пломбира в советские времена. Если начать перечислять все эпитеты, которые мы слышали в свой адрес, когда говорили людям, что стрижка у нас стоит 300-400 рублей, то, боюсь, Роскомнадзор навсегда заблокирует сайт MAXIM.
И все от того, что будь ты хоть прямым потомком Гая Юлия Цезаря, все равно на все мозгов не хватит. А потому, будучи неплохим маркетологом, на какое-то мгновение я об этом забыла и провела рекламную кампанию масштаб, которой сравним разве что с ее бесполезностью.
Про кампанию
В городе проводился конкурс рисунков, участвовали все желающие, но вышло так, что основные участники, не очень обеспеченные люди. Организаторы же конкурса об этом не сказали, давили на масштаб, что уже человек 100 подали заявки. «Отлично», — подумала я и дала всем участникам купоны на скидку 300 рублей. А стрижка у нас стоила 400-500-600 рублей, то есть людям надо было доплатить.
Но какое там.Люди на один купон в 300 рублей записывались целыми семьями, а когда приходили и узнавали, что надо еще и денежку внести — демонстративно рвали купоны, говорили, кто мы, хлопали дверью и уходили. Кто-то оставался, его подстригали, он говорил, что занесет остаток и исчезал в недрах города. В общем, мы еще месяца два бесплатно стригли людей и слушали в свой адрес, что мы алчные шарлатаны.
Про фестиваль
Предложили нам принять участие в фестивале «Материнство и Детство». Проходил он в культурно-выставочном центре. Мы согласились, хотя лично у меня денег даже на проезд не было. Попросила я организаторов помочь нам с доставкой нашего оборудования на место, ведь на фестивале мы должны были бесплатно подстригать детей и родителей из многодетных семей. Остальных по 100 рублей. В один конец нас отвезли? а вот про то, что надо обратно, забыли. Словом, заработали на фестивале мы 700 рублей: 350 отдала мастеру, 350 за грузовую газель.По факту: промо никакое, потому что весь народ был из дальних регионов, да еще и убыток, так как целый день парикмахерская не работала, потому что мы стригли на фестивале.
Про вывеску
Повесили, значит, мы световой короб, не рекламу, просто световой указатель. В рекламном агентстве сказали, что вывеску согласовывать не надо. Сидим, работаем, заходит дневной патруль со словами: мы из администрации, дайте согласования на короб. Я — а нет его. Нам сказали — не надо. Мне в ответ — надо! Вот вам две недели — или согласовывайте, или снимайте.
Мы написали главному художнику, получили согласование, правда заехать и забрать все не могли — разбирались с беременными парикмахерами. Но раз главный художник знает, то все должно быть хорошо, ибо именно она направила к нам свой летучий патруль. Ну, как к нам — к соседям, а нас перепутали и предписание выписали нам, а не им.
Продолжаем работать. И тут двери открываются и влетает огромный мужчина, раскрывает, как в фильмах про полицейских, свой документ со словами — я главный архитектор города, приехал демонтировать ваш кронштейн. Вы его не согласовали.Пока все выяснили, бригада рабочих стащила наш короб. Замечу, что за этим шоу наблюдал весь район.Когда я уже на чисто русском языке объяснила, что все согласовано, вывеску на место вернули, правда, потом опять сняли, да еще и захотели получить гонорар за свои достижения. Мол, это не вывеска, а реклама — платите штраф! Мои нервы не выдержали и я… прочитала закон о наружной рекламе, после чего уже сама хотела писать в прокуратуру.
Вывеску вернули.
В общем, чтобы администрация города вас так не насиловала, изучайте законы и всех отсылайте следовать им же!
Про бюджет
Здесь вообще все грустно. Например, мы решили, что во время стрижки будем детям давать сок. Идея, конечно, отличная. Но сколько денег она из нас выпила — мы до сих пор точно не подсчитали. Хорошо, что голова включилась относительно вовремя, и мы поставили куллер. Или подарки после стрижки. Это мы сейчас дарим Расскраски и мармеладки. А в самом начале — чуть ли не по трансформеру каждому и золотому трюфелю.
Словом, за два месяца все мои мечты о быстром старте оказались в том же самом месте, где и мое дело. И тут особых вариантов не было, верней их не было вообще — надо было идти дальше, начиная с самого начала. Правда, уже без денег, ибо они закончились, не успев даже начать размножаться.
В августе нам исполняется два года. И на данный момент в Костроме — мы лидеры в своем направлении. К нам приезжают люди не только со всей области, но и из других регионов. Оглядываясь назад, я могу сказать: лучше один раз самому открыть, чем двадцать раз об этом читать, но так и не решиться. Конечно, шишек будет много, но даже из них можно сварить варенье, которое затем крайне выгодно реализовать.
Мокрый нос
(приют для животных в Подмосковье)
Стартапер Митина Вера
Главное правило: когда тебе не хватает денег или знаний, не стыдись попросить их. Начиная наш первый сбор на краудфандинговой площадке, мы стеснялись просить каждый день. В конечном счете наш проект не собрал и 50% от необходимой суммы. Зачем навязываться? Зачем 100 раз просить? Мы же не попрошайки. Нет. Надо каждый день напоминать о себе миру, только так можно прийти к цели.
Не переживай из-за ошибок
Не стоит расстраиваться из-за маленьких неудач. Неправильно монтированные и не в ту сторону открывающиеся двери; животные, передвигающиеся по приюту, потому что они спокойно открывают двери сами. Конструктивные ошибки бывают у всех, важно делать выводы, исправлять и идти дальше. Конечно, с минимальными потерями для стартапа.
Когда мы только начали планировать схемы вольеров для кошек, мы делали схемы на обычном белом листке бумаги. Так и появился «дизайн» первых кошачьих домиков. Увы, он оказался неидеальным, совсем не удобным. Когда построили первые домики, стало ясно, что двери для кошек в самый раз, а вот для человека они очень маленькие. Было совсем маленькое пространство, куда можно было просунуть руку для уборки. Не говоря о том, что это очень небезопасно в случае общения с вновь прибывшими кошками или дикими: как в клетку к тигру с закрытыми дверьми. Безусловно, сейчас вольеры для кошек делаются с учетом всех прошлых ошибок.
Имей запасной план для каждой неудачи
Ничто не бывает гладко, особенно в бизнес идеях: получение документов с задержкой на один год, привоз не тех материалов, порез электрических проводов соседей на строй площадке — это лишь часть того, что пошло не так. Но если процесс остановился в одном месте, нужно стараться двигаться в других направлениях. Быть готовым к неудачам — обязательная часть воплощении идеи.
Будь гибким в любой ситуации
Когда мы пришли на место стройки, увидели, что в самом конце нашего участка стоит какая-то постройка, а вокруг нее бегают курочки петушки. Оказалось, что много лет назад тут обосновались нелегально дачники, которые ни в какую не хотели съезжать. Нам пришлось построить сарай на их личной территории, только после этого они переехали и увезли всю живность. Кто-то скажет, что мы потратили дополнительные финансовые средства, но стройка не может ждать. В любом другом случае мы потеряли бы год жизни, выясняя с ними отношения в суде, даже если правда на нашей стороне.
Наличники
(онлайн-музей и книга о резных наличниках.)
Стартапер Иван Хафизов
Урок 1
Самая большая, наверное, ошибка, которую я совершал, когда пытался собрать деньги с помощью краудфандинга — это точный расчет и оптимизм. Дело в том, что когда ты дотошно знаешь свою задачу, ты можешь подробно рассчитать ее. И тут возникает соблазн рассчитать и показать всем, насколько точно ты все посчитал. Так я и сделал. Я посчитал все расходы по экспедициям, все расходы по печати книги, всю сувенирную продукцию, которую нужно будет произвести по завершению краудфандинговой кампании. И опубликовал все эти расчеты в интернете в марте 2014 года. Поскольку было понятно, что на сбор средств мне понадобится как минимум полгода, я предположил, что за это время цена на все вырастит примерно на 10%, и заложил эти 10% в стоимость без объяснения. Естественно, меня сразу начали критиковать: мол, что это за 10%, что за непонятные деньги. И мне пришлось объяснять каждому: вот, цена скорее всего изменится, смотрите, я закладываю на бензин аж 33 рубля, и это на 10% больше, чем стоимость бензина на тот момент. И критика немного поутихла.
Однако на сбор средств понадобилось не полгода, а полтора. Стоимость всех услуг за эти полтора года (2014–2015 гг) выросла не на 10%, а намного больше. Особенно выросла стоимость печати книги — ключевого момента в моем проекте. Произошла патовая ситуация: с одной стороны я заявил, что 1 млн 700 тысяч — это сумма с запасом, и у меня точно все получится. С другой стороны, удалось собрать 2 млн 80 тысяч — и даже эта сумма не могла уже покрыть все расходы, которые были задуманы. Эту ошибку можно было избежать, если бы я в свое время прислушался к словам американских экспертов по сбору краудфандинга: они говорили, что если нужно собрать всего 1 тысячу, собирайте 10 тысяч, так как что-то обязательно пойдет не так.
Нужно также обязательно закладывать свою зарплату, чего я не сделал, конечно же. Мне казалось странным говорить: «Ребята, смотрите, у нас уйдет 1 млн 700 тысяч рублей на книгу и экспедицию, но мы будем собирать 3 млн, чтобы я всем этим занимался». В итоге зарплату я не включил в сумму сбора, и поэтому попал в ситуацию, когда мне нужно заниматься и приготовлениями к экспедиции, и одновременно искать средства на существование весь этот год.
Я очень советую тем, кто собирается заниматься краудфандингом, не стесняться и закладывать в сумму все свои реальные расходы, в том числе и зарплату. Не нужно надеяться на то, что в дальнейшем как-нибудь все это разрешится. Я поставил себя в такую ситуацию, из которой до сих пор выбираюсь с трудом.
Урок 2
Еще одна ошибка, которую я совершил, стартовав проект «Наличники» на
На самом деле они действительно будут помогать и восторгаться, но только если ты их об этом попросишь. Поэтому нет смысла ждать помощи, нужно всегда просить. Я, например, попросил Евгения Гришковца записать видео в поддержку проекта, при этом как попросил — просто написал ему на электронную почту. И он внезапно согласился. Точно так же я опубликовал просьбу о том, что хочу записать еще одно видео обращение известного человека в поддержку «Наличников» и русского зодчества в целом. Сразу появились контакты Петра Налича, который тоже согласился помочь. И с Леонидом Парфеновым, и с Пелагеей мне довелось по этому поводу общаться — и никто не отказал. Другое дело, что для этого мне нужно было самому их просить, потому что сами они, конечно, не вышли бы ко мне с этой инициативой. Хороших людей на свете много, но все они заняты. Поэтому если вы считаете, что ваша идея реально интересна и реально нужна, не бойтесь просить о помощи. Иначе ничего не получится, ведь никому решить вашу задачу не нужно так сильно, как нужно вам. Сама помощь к вам не придет, ее нужно искать и добиваться.
Урок 3
Третья ошибка — это ошибка расчета времени. Очень часто в книгах по бизнесу говорят о важности расчета времени, о необходимости добавлять 10%, потому что времени вам точно не хватит. Но почему-то нигде и никогда не говорится о том, что слишком большой запас времени — это еще хуже. Как устроен краудфандинг? Вы заявляете во всеуслышание в интернете о том, что вам за конкретный период времени нужно собрать конкретную сумму. И дальше приступаете к реализации плана. Естественно, если сумма большая, то очень велик соблазн растянуть время сбора. Я изначально хотел установить счетчик на год, но меня отговорили, и в итоге я остановился на шести месяцах. Хотя мне казалось, что чем больше есть времени на сбор, тем больше вероятность, что сумма наберется. На самом деле все совсем не так. Даже без специального образования понятно, что чем больше вы даете времени людям на сбор денег, тем вероятнее, что они просто забудут о вашем проекте. Ближе к концу проекта я начал рассылать письма, и люди, которые перечислили деньги в самом начале кампании, с удивлением спрашивали: «А вы что, все еще собираете? Мы думали, вы давно закончили и приступили к реализации». Мне к тому же пришлось увеличить срок с полугода до года, потому что мне, естественно, не удалось успеть за 6 месяцев. При этом чем дольше срок, тем больше размываются свои же усилия — то, что можно сделать за 45 дней, ты делаешь за полгода. Делать дольше, чем можешь — это такая же большая ошибка, как и закладывать меньше времени, потому что в результате вы сами будете работать не продуктивно, потому что будет ложное представление о том, что у вас еще куча времени.
Charity Shop
(благотворительный магазин одежды в Москве)
Стартапер Дарья Алексеева
Если это провал, то его заметят
Мой бизнес заключается в том, что мы принимаем ненужную одежду горожан, она проходит химчистку, а затем мы продаем ее, чтобы потратить деньги на социальные проекты. Сейчас основной поток одежды приходит из западных компаний, где устанавливаются контейнеры для сбора надоевших вещей, которые может сдать каждый сотрудник. Я заказала эти контейнеры на фабрике, специализирующейся на пчелиных ульях, накануне нашей первой акции в пяти офисах крупного банка. И когда их привезли, одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что это катастрофа — они были ужасающе страшные. Но я все же отправила их в офисы и даже не предупредила наших партнеров о том, что их ждет, и продолжала делать вид, что все «Ок» до того самого момента, когда они сами прислали обратную связь. С тех пор мы переделали ящики и провели акции по сбору вещей в 32 компаниях, но этот случай научил меня тому, что если тебе дорога репутация, нельзя надеяться, что кто-то не заметит твоей ошибки.
Потратиться, подключив друзей и семью
Когда я открывала первый магазин, старалась на всем экономить. Пол мы клали сами, стены шпаклевали друзья, а воздуховоды и фильтры для вентиляции возили на машине молодого человека. Это привело к тому, что мы почти ничего не заплатили строителям, но зато сорвали все сроки, вышли за рамки арендных каникул и купили много лишнего. Вывод один — нужно считать не только прямые расходы, но и упущенную выгоду и приплюсовывать стоимость собственного времени.
Команда мечты — не всегда люди, близкие по духу
Найм команды совпал по времени с чтением книги Софии Аморузо #GirlBoss о том, как она создала многомиллионный бизнес, начав торговать на Ebay винтажной одеждой с развалов и барахолок. На собеседование пришла девушка, читавшая эту же книгу и я подумала: всё, это судьба. Через четыре дня она уволилась, написав огромное письмо о том, как ей противно трогать винтажную одежду, что её преследует энергетика вещей и что она уезжает домой в Казань. Эта история повторялась каждый раз, когда я пыталась нанять человека, который мне нравится, потому что у нас есть что-то общее и я чувствую в нем родственную душу. Сейчас костяк команды сформирован, мы продолжаем нанимать людей, но я точно знаю, наличие общих друзей, обаяние и похожие плейлисты — это не то, что влияет на мой HR-выбор.
Таймлайн — наше всё
Не имея никакого опыта в открытии оффлайн-бизнеса, я не очень ответственно отнеслась к графику работ. Мне казалось, что мы закончим ремонт, я посмотрю сайты и выберу оборудование. Оказалось, что часть сложных конструкций (например, торговый прилавок) ждать от 10 дней, а покупка вешалок и рейлов со счета юридического лица — это не также просто, как поездка в Икею. Поэтому свои первые собеседования с персоналом я проводила, сидя на стремянке, оставшейся после ремонта в полутьме (мы ведь неправильно подобрали крепления для навесных потолков и не могли повесить люстры).
Закладывать форс-мажоры
Планируя расходы на будущий год, я удалила строчку с форс-мажорами — 5% от общих расходов — казалось очень много и невыгодно уменьшало чистый денежный поток. Глядя на этот план, мой ментор писавшая на английском, прокомментировала, что необходимо увеличить расходы на ЧС «or you'll be under water». Тогда я несерьезно отнеслась к ее словам, но через 2 дня после этого письма прошел дождь и нас затопило по щиколотку так, что пришлось перестирать и высушить три тонны вещей, утонувших в канализационной воде, хлынувшей из засорившегося водостока.
ПоПути
(сервис для поиска попутчиков в Ростове-на-Дону)
Стартапер Максим Савченко
Постарайтесь не допускать ситуацию, когда в голове уже крутятся планы одного проекта, а вы беретесь за другой, надеясь на нем заработать и вложить в разработку первого
Когда у нас только рождалась идея ПоПути, один из со основателей предложил запустить маленький проект в тематике, в которой он хорошо разбирался. Проект касался производства социальных визиток, которые позволили бы упростить неформальную коммуникацию и избавить людей от необходимости долгого поиска аккаунтов своих новых реальных знакомых в социальных сетях. Во-первых, просто «заработать» не вышло. Проект социальных визиток сразу занял все наше время. Стали вылезать подводные камни, мы потратили некоторую сумму денег на разработку минимально жизнеспособного продукта и даже нашли людей, которым он был реально нужен. А потом мы посчитали экономику и поняли, что выводить визитки на самоокупаемость нужно минимум полгода, а чтобы начать зарабатывать, нужно строить целую экосистему. В общем мы сделали для себя несколько партий визиток, ряд заведений заказал у нашего дизайнера такие же визитки, и мы закончили эту историю. По итогам маленький проект, чтобы «заработать» стоил нам около 100 тысяч рублей и 2 месяца времени. Мораль: когда делаете проект, нельзя отвлекаться на новые пусть даже яркие идеи.
Старайтесь делать продукт, за который готовы платить не 100-200 рублей, а хотя бы 1000-2000
Первый путь — это аналог захвата оптового рынка, и хотя продавать за 100-200 рублей намного проще и продукт можно сделать за неделю, скоро вы столкнетесь с тем, что чтобы система заработала вам нужен огромный ресурс. Именно поэтому на рынке опта правят баллом настоящие монстры, такие как X5-retail Group. Двигаться сверху вниз можно, а наоборот значительно сложнее. Именно этот урок мы выучили на провале социальных карточек: они были простые, нужные, дешевые и могли выстрелить, вложи мы туда миллиона 3-4.
Если ваш стартап интегрируется или может функционировать только в паре с уже сложившейся структурой, вы очень рискуете
Изначально ПоПути работал с такси и помогал найти людей, которым по пути. Чтобы снизить в 2-3 раза стоимость заказа такси. И все работало, пока такси не начали опаздывать в час-пик, а от нас не стали уходить клиенты. Проблема была на стороне такси-сервисов, мы обошли всех крупных игроков в городе и поняли, что она не решаемая. Оказалось, что это самое узкое место всего проекта. Мы были в шоке, как так? Ведь все работало. Почему же эти таксисты не могут работать нормально? Теперь мы стараемся делать проекты, которые предоставляют готовое решение или зависят только от тех игроков рынка, в качестве которых мы полностью уверенны. А модель, которая позволила нам выжить и заменить таксистов, оказалась моделью райдшэринга. Именно та модель. Которую мы изначально отвергали и говорили о ней как об очень низком качестве в отличие от такси сервисов. Кто бы мог подумать?