Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Что такое синдром упущенной выгоды и как его побороть

Если ты целый день скроллишь соцсети и новости, боясь пропустить что-то важное, этот текст для тебя.

24 февраля 20211
Что такое синдром упущенной выгоды и как его побороть
Источник:
Getty Images

Читаешь «Фейсбук» (запрещенная в России экстремистская организация), а там все знакомые живут лучше тебе. Про «Инстаграм» (запрещенная в России экстремистская организация) и вовсе говорить не будем: каждый второй знакомый то на Мальдивах проходит ускоренные курсы изучения программирования и трейдинга, то другой норовит опубликовать фотку руки в дорогих часах на руле спорткара. «И когда они все успевают?» — думаешь условный ты, но продолжаешь с огорчением и завистью читать ленту. Знакомо? Поздравляем. Возможно, ты счастливый обладатель синдрома упущенной выгоды.

Строго говоря, это пока что неофициальное, но распространннное психическое расстройство. Впрочем, в Международной классификации болезней его нет. Термина нет, а расстройство есть. Синдром под названием FOMO (Fear of missing out) — это когда ты постоянно читаешь ленты соцсетей, новости и блоги, боясь пропустить что-то интересное и важное.

Причем этот иррациональный страх пропустить важное событие или возможность становится навязчивым, и ты не выпускаешь телефон из рук даже на свидании, за рулем или прыгая с парашютом. Впрочем, если тебе знакомы эти симптомы, диагноз «синдром упущенной выгоды», который может быть связан с обсессивно-компульсивным, тревожным или депрессивным расстройствами, с пограничным расстройством личности, должен ставить специалист.

Как понять, что у тебя этот синдром? Отметь несколько пунктов, которые можешь заметить за собой.

  • Частый страх пропустить что-то важное.

  • Стремление использовать все возможности для коммуникации (посещать все вечеринки, ходить на концерты и т. д.).

  • Навязчивое желание всегда нравиться окружающим, принимать похвалу, получать лайки и быть доступным для общения.

  • Постоянная потребность в обновлении ленты на Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и других соцсетей.

  • Чувство сильного дискомфорта, когда смартфона нет под рукой.

Да, синдром упущенной выгоды связан не только с информационным потреблением. Он также заставляет ходить на мероприятия лично, даже если тебе и не особо хочется, но ты опасаешься пропустить что-то важное (хотя в период пандемии это и стало делать сложнее). Но главное — осталось желание постоянно проверять, а как там у других, не произошло ли чего-то интересного. А когда узнаешь, что произошло, расстраиваешься, потому что кажется, будто другие живут активнее и интереснее тебя. Отсюда зависть, апатия, чувство одиночества и депрессивные мысли.

Но при и этом ты продолжаешь следить за жизнью «успешных» друзей, поддаваясь чувству сопричастности. Будто и ты тоже там, по ту сторону «Инстаграма» — (запрещенная в России экстремистская организация) на Бали или в другом модном месте. Занимаешься со всеми йогой, учишь языки и проводишь мастер-классы про успешный успех. У этого есть и психологические причины, сказала MAXIM психолог Марина Грицай.

Марина Грицай

Одна из причин синдрома в том, что есть такое социальное чувство, как зависть. Здесь всё банально. Зависть, которая толкает людей: «Хочу так же, хочу лучше». Но на самом деле не так всё просто. И если причина такой эмоции не социальная, а психологическая, то здесь могут быть какие-то нереализованные потребности.

Это потребность близости, нам всем она очень важна, и за счет того, что мы достигаем каких-то успехов, что-то выкладываем в соцсети, мы так реализуем потребность в близости.

Еще есть потребность в причастности и потребность в признании.

Марина говорит, что большинство наших нереализованных потребностей идут из детства. И в итоге мы ищем «суррогаты» для удовлетворения этих потребностей. В этом нет ничего плохого, но необходимо найти свой баланс во всем — от использования соцсетей до возможности путешествовать.

Марина Грицай

Еще бы я добавила, что есть так называемые «ведущие стили поведения». Это такие стили поведения, которым мы обучаемся в детстве и используем, чтобы удовлетворить свои потребности. В психологии они называются «драйверы». Это «спеши-торопись», «радуй других», «будь совершенным», «старайся-пытайся» и «будь сильным».

Эти стили поведения часто проявляются в синдроме упущенной выгоды. Мы пытаемся везде успеть, показать, какие мы классные. И задачи той же психологии — помочь человеку преодолеть эти драйверы поведения и найти другие способы удовлетворить свою потребность. Например, на антидот для «спеши» — «делай со своей скоростью», На «радуй других» — «радуй себя», на «будь совершенным» — «допускай ошибки», на «старайся-пытайся» — «доделывай».

И вот ты замечаешь за собой все симптомы СУВ. И что же теперь с ним делать? В первую очередь психологи советуют держать в голове мысль, что в социальных сетях люди показывают «лучшую» версию себя. И если ты видишь, что знакомые постоянно рассказывают о своих достижениях, дорогих покупках, путешествиях или вечеринках, вовсе не обязательно, что ты видишь правду. Например, покупка может быть кредитной, а на вечеринку пришлось идти потому, что у знакомых такой же синдром упущенной выгоды.

Со вторым методом сложнее, но он необходим. Периодически нужно устраивать себе диджитал-выходные. Если совсем уж запереть телефон и ноутбук в сейфе не получится, то хотя бы отключи ненужные уведомления и постарайся не заходить в соцсети. Конечно, будет «ломка», но попробуй побороть ее хотя бы с помощью прогулки или занятий спортом.

И наконец, стоит помнить, что в мире нельзя попробовать все, даже не стоит гнаться за этим. Твои физические, финансовые и временные ресурсы не ограничены, поэтому стоит попробовать не повторять чужие успехи, а делать то, что приносит удовольствие именно тебе. И тогда, вероятно, ты сам станешь одним из тех, на кого другие будут поглядывать с завистью и восхищением.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения