Немного теории
Если верить толковому словарю (а кому еще верить в этой стране?), слово «офис» поселилось в русском языке всего лет двадцать пять назад. И хотя у нас были слова, обозначавшие то же самое: «помещение», «работа», «контора», — сегодня они почти вытеснены. Почему? Ответ дал ученый П. Романов, автор книги «Антропология профессий». «Типичная советская контора — с ее небрежением к клиентам, безынициативностью сотрудников, низкой мотивацией и интригами — жива и никуда не делась. Но назвать ее конторой уже нельзя, потому что внутрь все активнее просачивается вестернизованный мир с его конкуренцией, мужским типом агрессии и ориентацией на личный успех». Получается уникальное сообщество: русский офис.
Office против офиса
Как мы сейчас выясним, такой офис обычно еще и мужской, поэтому отбрось сантименты. Грубый характер наших советов продиктован отличиями русского офиса от западного. Мы их взяли со слов еще одного антрополога — Алексея Гостева, магистра Университета Беркли.
Итак, в западном офисе:
соотношение работающих вместе мужчин и женщин обычно пятьдесят на пятьдесят. Даже если женщин меньше, они уравнены с мужчинами в правах;
столы работников отделены друг от друга перегородками, создающими не только эффект разобщенности, но и атмосферу, идеальную для кропотливой работы и самоконтроля;
работают здесь в основном люди с заведомо низкой самооценкой, определяющие самих себя как «крыс» или же «планктон».
В русском офисе:
почти всегда налицо численный или хотя бы харизматический перевес мужчин. Женщины «выдавливаются» на низкие должности и в непрестижные структуры;
как правило, царят опенспейсы: работники сидят на виду друг у друга. Само помещение часто представляет собой ангар, подвал или бывший цех;
работать здесь престижно, деятельность «белых воротничков» приравнивается к синекуре и романтизируется, особенно людьми, никогда в офисе не сидевшими.
Главный совет
Бывший бизнесмен и специалист по пенитенциарным учреждениям (некогда сам сидевший в СИЗО). Ныне — личный бизнес-тренер, не понаслышке знающий, как устроиться в русском офисе с максимальным комфортом
Для практической части статьи мы призвали в консультанты Александра Донского. «В коллективе с преобладанием мужчин-самцов, — начал он, расположившись в кресле, — самое страшное не агрессия, не диктат силы. Куда страшнее то, что люди часто не осознают, кем на самом деле являются». Примеров такой смещенной самооценки может быть несколько. Например, если ты начальник, то люди будут врать тебе, говорить комплименты, превозносить любой никчемный поступок, завышая твою самооценку.
В результате, оказавшись в компании людей, не подчиненных тебе, ты можешь выставить себя дураком или просто, что называется, «нарваться». Есть и другие примеры: если ты новичок, то на работе тебя наверняка станут третировать люди более глупые и неумелые, чем ты. Та же ситуация может сложиться, если ты гениальный поэт, вынужденный работать операционистом в банке: твоя харизма просто не сможет развиться. «Обычно человек, испытывающий кризис самоидентификации, пытается выместить раздражение на близких или устраивает скандалы в буфете. Но это непродуктивный путь, — качает головой Александр. — Поэтому главный совет такой: если ты проводишь в офисе почти треть своей жизни, кем бы ты ни работал, возьми за правило бывать еще в каких-то коллективах». Ходи в баню, запишись в домовой комитет и посещай его собрания, сколоти из друзей и коллег футбольную команду. Тебе важно получать еще какие-то оценки своей внешности и деятельности. Причем получать их от таких же, как ты, гетеросексуальных мужчин.
Другие универсальные рекомендации
Разберись с иерархией
По твоему офису могут бродить разные директора, президенты и менеджеры. Но на любой ступени, даже будучи начальником, ты должен знать, кто является твоим непосредственным боссом, а кто — его боссом. Это избавит от лишней работы (сможешь отклонять просьбы и поручения, поступающие от руководителей смежных отделов) и позволит лучше выстроить стратегию поведения.
Всегда имей личную цель
Задачи и уставы компании хороши, но строить по ним свою жизнь, думая, что это приведет тебя к карьерным вершинам, — ошибка. Кем бы ты ни работал, всегда имей личную цель и четкое понимание, зачем ты здесь. Чем четче оно будет, тем меньше времени потеряешь впустую. К слову, личная цель не обязана быть сложной. «Заработать как можно больше денег» — вполне себе цель.
Научись делать хоть что-то
Этот совет бывает особенно актуален в условиях кризисов, хотя некоторые из тебя уже несколько раз не успевали им воспользоваться. Как еще будет сказано, незаменимый сотрудник опасен. Его бунты сложнее всего подавлять и его почти нельзя уволить. Если можешь, пытайся в любом коллективе стать таким сотрудником. Совершенствуйся в чем-нибудь, приносящем выгоду компании или хотя бы лично твоему боссу.
Ты — новичок
«Наибольшее давление со стороны сложившейся мужской системы испытывают новички, — говорит Александр. — Даже если инициация не носит агрессивного характера, сложности все равно возникают». Что делать, если ты угодил в типичный русский офис, заселенный энным количеством мужчин, и вынужден начинать карьеру с непрестижной позиции разгибателя скрепок?
Собери досье
И не какое-нибудь, а на будущего начальника. «Это легко, — уверяет Александр. — Информацию часто можно найти в Интернете. Кроме того, никто не мешает заранее опросить сотрудников компании, близких к боссу. Это необязательно главный бухгалтер. Обычно давать советы и корчить из себя знающих личностей любят секретарши и водители твоего будущего шефа. Да и подкупить их проще». Что выяснять первым делом?
Прошлое
«Это упрощенная модель, и все же типаж управленца часто формируется его прошлой или даже первой работой». Бывшие комсорги ценят проявления лояльности, военные — демонстрацию силы, продавцы — получение прибыли.
Увлечения
Это нужно, чтобы при случае поддержать разговор или показать шефу, что и тебе небезразличны суринамские пипы, фотки которых он собирает.
Задачи
Быстрее всех карьеру делают те люди, которые раньше других понимают, что нужно начальнику. Отчеты? Реальные показатели? Право первой ночи с женой сотрудника? Выяснить это заранее бывает непросто. Даже старожилы офиса иногда не понимают, что ценит в рабочем процессе начальник, и именно поэтому навечно остаются старожилами. Если не удалось заранее узнать, в чем заключается «придурь» шефа, присматривайся к нему уже после устройства на работу. Анализируй конфликты. Смотри, на чем прогорают и за что получают выговор старожилы, и делай наоборот.
Задавай вопросы
«Я часто слышу мнение, — говорит Александр, — что мужчина, придя в новый коллектив, должен не высовываться максимально долго. Пока не поймет, кто здесь главный и кому присягать в верности. Такая модель поведения не совсем верна». По словам нашего консультанта, молчание может быть расценено как проявление гордыни. Если хочешь влиться в коллектив эффективно, задавай как можно больше вопросов. Где у вас тут что? Как это включается? Этот человек всегда кричит, засунув руку в шредер? «Вопросы позволяют выявить авторитетных членов коллектива и отделить их от пустозвонов и „обиженных“, испуганно уходящих от беседы».
Уточняй, все ли в порядке
Иногда отношение, которое станут испытывать к тебе старожилы офиса, не будет основываться ни на твоей харизме, ни на профессиональных качествах. «Допустим, приходит сотрудник, похожий на человека, который когда-то украл у компании большую сумму денег, или на школьного хулигана, обижавшего начальника. К нему сразу будет предвзятое отношение. Сложнее всего бороться с такими вот негативно настроенными людьми без каких-то конкретных претензий». Вот что советует Александр. Регулярно спрашивай у начальников и неформальных лидеров, нет ли у них каких-то пожеланий к тебе. Человека невозможно уволить ни с того ни с сего, если он будет каждый день справляться о том, все ли он правильно делает. «Но если уж и это не помогает предотвратить конфликт, а правила коллектива не подходят тебе с первых дней, то, возможно, лучше сразу уволиться».
Ты — старожил
Ты исправно приносишь ящик сидра на каждую пятилетнюю годовщину своего пребывания в офисе, но работаешь по-прежнему замзавом? «Изменить сложившуюся офисную иерархию сложно, — кивает Александр. — Но можно. Даже в тюрьме проводились эксперименты, когда так называемых „обиженных“ отсаживали отдельно от заключенных. И в их среде происходило новое расслоение в зависимости от харизмы. Не хочу проводить полную аналогию, однако даже старый, засидевшийся работник может всегда изменить ситуацию в свою пользу». И как же?
Прежде всего, дай сокамерникам, то есть коллегам, забыть тебя. Скажем, уйди в длительный отпуск. За три недели от тебя отвыкнут, и, когда ты вернешься постройневший, в новой одежде, с новыми железными зубами, вот тут-то и будет самое время для ломки восприятия. «Людям психологически будет легче воспринимать тебя в новом качестве. Если ты еще и вести себя будешь по-другому, то точно сможешь перепозиционироваться. В армии роль такого отпуска может сыграть гауптвахта, в тюрьме — помещение в карцер».
Найди свое слабое место
«Конечно, я не рассматриваю случаи законченных неудачников. Мой опыт тренера доказывает, что вырастить из тряпки человека невозможно. Но бывает, что иногда неплохому сотруднику мешает подняться выше какой-то мелкий недостаток. Например, ты боишься звонить по телефону незнакомым людям или не умеешь просить». Победить этот недостаток часто можно с помощью «опыта вершинного переживания». Иногда по-настоящему страшное или радостное событие (прыжок с парашютом, поход на концерт Леонтьева, драка с питбулем) способно воодушевить человека на несколько часов, а то и дней и снять психологические барьеры. Получи подобный опыт и, не давая гормонам выветриться, сделай над собой усилие, казавшееся невозможным.
Хочешь сам занять кресло начальника?
Помни главное. «Чтобы сотрудника повысили или хотя бы отметили, его должен лично знать человек, принимающий решения по этому вопросу». Поэтому мозоль глаза человеку, стоящему над твоим боссом. Особенно старательно мозоль, когда твой начальник уйдет в отпуск. «Лучшее, что можно сделать в это время, — взять на себя часть полномочий шефа или хотя бы попросить об этом». Худшее — позволить себе слабину в отсутствие начальника: начать опаздывать, запустить дела. Будущие боссы так себя не ведут.
Ты здесь главный!
Перестань штрафовать подчиненных за чтение MAXIM на рабочем месте и отбирать у них журнал! Есть парочка более эффективных способов поднять свой авторитет в глазах этих крепких бессловесных парней.
Перестань мямлить
Что бы ты ни пытался потребовать от своих подчиненных, всегда формулируй любую прихоть максимально четко. Лучше уверенно и без колебаний сказать, что акции из контрольного пакета нужно переложить дольками арбуза, и немедленно, чем долго мямлить, а потом выдать стратегически верное решение. «Подчиненные, как правило, могут простить начальнику самодурство, но не внешние проявления слабости. Все знают принцип Питера: каждый человек в рамках иерархии стремится достичь своего предельного уровня некомпетентности. Так что все догадываются, что самый главный начальник может на поверку оказаться и круглейшим дураком. Но любят и боятся его не за это, а за то, что он может принять быстрое решение, избавив всех подчиненных от необходимости думать».
Не цепляйся за людей
Не забывай о публичных наказаниях, демонстрирующих твою силу. «Как уже говорилось в начале статьи, наибольшую опасность для авторитета начальства представляет незаменимый сотрудник. В идеале таких в офисе не должно быть вовсе. Руководитель должен иметь установку, что нет таких сотрудников, которых нельзя было бы уволить. Одно это осознание способно свести бунты к минимуму». Если твою власть расшатывает обычный зарвавшийся сотрудник, которого по досадному стечению обстоятельств, нельзя устранить физически, как можно скорее увольняй его. Помни, чем дольше тянется противостояние, тем сильнее оно подтачивает твой авторитет. Если у тебя по недосмотру завелся в офисе незаменимый сотрудник — увольняй и его. Все равно мы в начале статьи советовали мелкой сошке рваться в незаменимые: придут люди и ему на смену. Тебе же важнее всегда сохранять лицо.
Правила хорошего стола
Две вещи, по словам Александра, должен держать в голове офисный работник, когда дело касается его рабочего стола.
1. Прежде всего, нужно понять, как руководитель понимает порядок. Если у него на столе ничего нет — значит, он воспринимает порядок именно так. А если у него там помойка, то любого человека, у которого стол чистый, он будет считать бездельником. Разбросай бумажки так же, как они разбросаны у начальника, и будет тебе счастье.
2. Многие люди тащат на работу вещи, напоминающие им о доме. Это не такая уж порочная практика, она помогает отстаивать индивидуальность. Еще продуктивнее иметь внутри компании место, хранящее следы твоего эго, но за пределами стола. Кабинка туалета с твоими инициалами, твой постер в курилке — вот они, алтари эго. А стол оставь столом.