Профессиональное выгорание — это немного больше, чем «Что-то я устал, как собака, нужен отпуск». Увы, даже после отпуска это состояние вскоре возвращается.
Как уверяют психологи, выгорание случается с людьми, которые работают на любимой работе не совсем ради денег. Учителя, врачи, люди творческих профессий.
Казалось бы, ты абсолютно счастлив и творчески реализован. Отпуск тебе представляется пыткой, потому что совершенно непонятно, как это — сидеть и ничего не делать. И вообще, как они там без тебя? Надо срочно проверить почту.
Ты кипишь идеями, видишь ответную реакцию людей, тебе не хочется останавливаться! И вдруг как гром среди ясного неба: работа перестает быть любимой. Ты чувствуешь, что взвалил на себя слишком много и не справляешься, что все это абсолютно бесполезно и бессмысленно. Впору уволиться и уехать на край света. Многие раньше так и делали.
Однако нынче на дворе другие времена, да и не все могут позволить себе бросить пару маек в рюкзак и купить билет в один конец. Есть семья, дети, ипотека и кот. Так что уволиться тоже не вариант.
Так что же тогда? Антидепрессанты? Многие сейчас так и делают. Однако до того, как ты сдашься на милость фармакологии, попробуй кое-какие, так сказать, народные средства. На самом деле очень простые вещи, которые возвращают радость жизни.
Кристина Маслач, профессор психологии из Университета Калифорнии, признает, что в США наблюдается «ковидная» волна профессионального выгорания. Люди вынуждены справляться с огромным количеством дополнительных обязанностей: учить детей дома, работать дополнительно из-за падения рынка, заботиться о больных родственниках и просто жить в постоянной неопределенности.
Доктор Маслач регистрирует нарастающий поток обращений за психологической помощью. Вероятно, у психологов тоже маячит моральный кризис, поэтому Университет Калифорнии решил выпустить тревожную брошюрку «Как помочь себе самому во время профессионального выгорания».
Всего в ней пять простых советов.
1. Приготовь себе еду
Кристина рекомендует прислушаться к своим потребностям и перестать откладывать их на дальнюю полочку, потому что у тебя нет времени разгрести все рабочие задания.
Несколько раз в неделю освободи вечер, который ты посвятишь заботе о себе. Да, просто так и скажи на работе: доделаю завтра, мне нужен этот вечер для себя.
Самое простое — приготовить себе вкусный ужин либо сводить себя в хороший ресторан. Когда нас вкусно кормят, просыпаются внутренние инстинкты, которые говорят: «А все не так уж плохо, охота была удачной!»
Правда, учти, что возлияния и злоупотребления наше тело не воспринимает как заботу. Особенно на следующий день.
Читай: 10 самых популярных заблуждений о похмелье.
Поэтому придется оставаться в рамках полезности. Еда, баня, массаж — это рабочий вариант.
2. Прогулка или бассейн
Физические нагрузки — это еще одна полезная забота, которую доктор Маслач даже вынесла в отдельный пункт. Лучше, когда они происходят на свежем воздухе.
Гормоны, которые выделяются после поездки на велосипеде по парку или после похода в бассейн (летом — идеально сбегать на соседнюю речку или пруд), способны вылечить самое отчаянное равнодушие.
Тут дело не только в физических нагрузках, но и в том, что в этот момент ты отвлекаешься от окружающей тебя повсюду городской среды и смотришь на что-то зеленое (парк) или голубое (вода). Недавно в статье Ученые выяснили, что смотреть на море полезно для здоровья мы писали о том, что погружение в зеленую или голубую среду улучшает нашу концентрацию и даже помогает с проблемами кардиологического характера. Специалисты до конца не уверены, как это работает, но эксперименты показывают, что так оно и есть.
3. Сделай пост
Доктор Маслач констатирует, что сидение в соцсетях — это худшее, что ты можешь сделать, когда чувствуешь апатию и усталость. Соцсети как раз и приносят то самое ощущение неэффективно потраченного времени, да к тому же раздражение на друзей, которые постят фотки из отпуска, когда ты должен вкалывать.
Однако в одном аспекте соцсети могут помочь. Не стесняйся написать о том, что ты чувствуешь усталость, и о проблемах твоей отрасли, — советует доктор Маслач. Даже если ты привык всегда выставлять себя победителем (особенно в этом случае).
Именно сейчас многие люди вынуждены работать сверхурочно, учить дома детей, ухаживать за больными родственниками. Через соцсети можно убедиться, что твое положение не уникально, ты не одинок, а также, как ни странно, получить поддержку от совершенно незнакомых людей. Удивительно, но это дает силы, чтобы бороться дальше.
4. Расскажи коллегам
Если ты пока не готов рассказывать о своих проблемах на весь мир, попробуй начать с коллег. Вообще, именно им полезно знать, что ты находишься на грани, констатирует Маслач.
Во-первых, если ты действительно любишь свою работу и делаешь ее хорошо, наверняка твой начальник и другие члены команды не хотели бы тебя потерять. Так что временно ограничить твои обязанности, чтобы ты смог восстановиться, — это в их интересах.
Во-вторых, если работа «на разрыв» — нормальная практика в вашей компании, очень вероятно, что большинство твоих коллег находятся в том же положении, что и ты. Таким образом, едва кто-то начнет говорить о том, что «король-то голый», остальные подержат. Возможно, вам даже удастся изменить нормативы. По крайней мере, вы сможете друг друга поддержать и подстраховать тылы.
Уволиться всей командой гораздо легче, чем сделать это в одиночку, и вам будет легче всем вместе найти работу.
5. Делегируй ответственность
Ну а что делать, если ты и есть начальник? Во-первых, прости, что в предыдущем пункте мы подговаривали твоих подчиненных к саботажу. Однако обратить внимание на их психологическое состояние тебе рано или поздно придется.
Во-вторых, давай поговорим о том, что делать, если выгорание у тебя самого. В любом бизнесе наступает момент, когда ты уже физически не можешь контролировать все детали работы. Ощущение, что без тебя все рассыплется — это классический синдром трудоголика, замечает консультант.
Ты взваливаешь на себя все больше обязанностей, вынужден заниматься мелочами и горишь по всем фронтам. Да, ты молодец и супермен. Однако очень скоро тебя перестает радовать то, чем ты занимаешься. Раздражающие мелочи заполняют весь твой день.
Чтобы этого не произошло, научись отдавать простые вещи другим людям. Сядь и подумай, где именно можно делегировать ответственность. Да, возможно, поначалу работа будет сделана неидеально. Потребуется несколько раз объяснить и поправить сломанное. Но в итоге твой помощник научится, а ты будешь заниматься тем, что тебе действительно интересно.