Что бы там ни говорили, но даже советские автомобильные бренды временами баловали шедеврами. Случалось это редко, но метко. Другое дело, что многие действительно красивые тачки в СССР нельзя было купить. Ведь представительская «Чайка» ГАЗ-13 или люксовый автобус ЗИЛ-118 «Юность» не предлагались в продаже. Обидно, но что поделаешь…
Мы решили выбрать топ-5 советских и российских машин, которые поступали в продажу. Да, список не очень большой, зато очень яркий.
ЗИМ ГАЗ-12
Это был редкий, а вернее, уникальный случай, когда советский автомобиль класса люкс теоретически можно было приобрести в частное пользование. До и после ЗИМа такие штучки уже не проходили. В любом случае покупка эта была очень дорогой. Только подумай, ЗИМ опорожнял кошелек честного советского гражданина на 40 тысяч дореформенных рублей! Две цены «Победы»! Откуда бабки, Зин?!
При этом за свои деньги покупатели ЗИМа по нынешним временам получали не так уж и много. Красивый кузов с изящными отсылками к заокеанским «кадиллакам» — да, конечно. Просторный салон, на заднем ряду которого можно было танцевать вприсядку, — разумеется. Но на этом, пожалуй, и все. Хотя в 50-е годы даже стандартный радиоприемник и отопитель задней части салона считались роскошью. Таких слов, как «автомат» или кондиционер, покупатели тех лет даже не знали.
«Волга» ГАЗ-21
Судьбоносная машина Юрия Деточкина, к слову, должна была исправить этот недостаток. Первая «Волга» изначально задумывалась как машина со стандартной автоматической коробкой передач. Правда, «автомат» у инженеров ГАЗа откровенно не получился. В итоге почти все «Волги» шли с «механикой». Это не помешало волне всенародной любви: «21-ю» очно или заочно обожали все.
Дизайн и впрямь великолепен. Хотя, как водится, не обошлось без цитат из зарубежных современников. Плавность хода первой «Волги» восхищает до сих пор, а вот нешустрый мотор и ватные тормоза с головой выдают возраст модели. По-настоящему, впрочем, обидно другое. ГАЗ-21 хоть формально и предлагался к продаже (купить машину в любом случае было непросто), но только в кузове седан.
Стильный и вместительный универсал ГАЗ-22 частным лицам был недоступен — только организациям. Считалось, что граждане на универсалах сразу массово займутся частным предпринимательством. Будут, например, возить картошку и яблоки на продажу. Звучит смешно, но только это не шутка.
«Москвич-408»
Если «21-я» по советским меркам считалась седаном бизнес-класса, то «Москвич-408» можно назвать демократичной моделью гольф-класса. Хотя, конечно, никакого «гольфа» в те времена еще не было. Но «408-й» действительно ладно скроили и крепко сшили. За простой, но стильной внешностью скрывалась продуманная и современная по меркам тех лет конструкция.
«Москвич» без всяких скидок и извинений считался добротным европейским автомобилем. Для середины 60-х, во всяком случае. Неудивительно, что в лучшие годы до 75% годового выпуска завода АЗЛК уходило на экспорт. Зарабатывать валюту для советской экономики всегда считалось делом более важным, чем обеспечение нужд простых граждан.
«Нива» ВАЗ-2121
Если почему-то «Нива» не кажется тебе красивой, значит, ты просто предвзят или, возможно, не любишь внедорожники. Красота и изящество «Нивы» — это не животное обаяние спорткара, а прежде всего гениальность инженерных решений. Короткие свесы, широкая колея, продуманный салон при скромных габаритах. Ну и, конечно, хищная физиономия.
И все же лучше всего «Нива» выглядела после того, как над ее обликом основательно поколдуют зарубежные импортеры «Лады». Яркие цвета кузова, литые диски, шины с уайт-уоллами, дополнительные противотуманки, набор стильный наклеек. Вся эта мишура раскрывала характер внедорожника, как правильно подобранный бокал раскрывает вкус вина. Таким мы ее и запомнили.
Lada Vesta SW Cross
После десятилетий ковыляния в хвосте трендов автомобильного дизайна наши машины вновь не стыдно показать за рубежом. До такой степени не стыдно, что Lada Vesta SW Cross вполне бы могла посостязаться за титул самого красивого и стильного автомобиля в сегменте. Нет, в самом деле, назови универсал размерного сегмента B, который бы заткнул за пояс шедевр Стива Маттина? То-то и оно, что нет таких на рынке.
Приятно и то, что Lada Vesta SW Cross это не просто современный, симпатичный автомобиль. Он еще и очень удобный. При скромных габаритах у него просторный пятиместный салон. Окей, на заднем ряду, конечно, места не так много, как в ЗИМе, но на фоне других самых красивых советских машин тут очень вольготно. При этом даже минимальный объем багажника — это солидные 480 литров, а его максимальное значение почти вдвое выше — 825 л.
Про уровень оснащения можно и не заикаться. Lada Vesta SW Cross доступен и с «автоматом» (вернее, с проверенным ниссановским вариатором), кондиционером, мультимедийной системой и современным комплексом активной и пассивной безопасности. А главное, чтобы купить Lada Vesta SW Cross, не нужно записываться в очередь и несколько лет ждать заветной открытки.
Пусть не во всем, но хотя бы в чем-то жизнь изменилась в лучшую сторону.