Эти штуки придавали машинам сходство с дирижаблями: они были несуразные, раздутые и огромные. Увидеть их чаще всего можно на фотографиях из Европы, но, говорят, и в США такое попадалось. Первое, что приходит в голову — перевозка багажа. Ну а что, топили-то углем, так что в городах перевозимый на крыше груз наверняка быстро пачкался. Оказалось, нет! Мешки на верхнем багажнике — топливные баки.
Отходы коксования
Такие конструкции были распространены во время Первой и Второй мировых войн, когда значительная часть бензина шла на военные нужды и гражданским не хватало топлива. Тогда и придумали использовать в этом качестве коксовый, или светильный, газ. Он получается при коксования каменного угля, то есть при нагревании его без доступа воздуха до 900-1100 °С. Он состоит из 51% водорода, 34% метана, 10% окиси углерода и 5% этилена. Как понятно из второго названия, газ этот использовали для освещения улиц.
К сожалению, энергоэффективность светильного газа оставляет желать лучшего. Вместо одного литра бензина двигатель автомобиля потреблял от одного до трех кубических метров альтернативного топлива. В среднем резервуара с газом объемом 10-15 кубических метров хватало на 50 км пробега. Причем держать такой газ под давлением, в компактных металлических баллонах, не представлялось возможным. Окись углерода в сжатом состоянии быстро разлагалась, а вентили не удерживали рвущийся на волю водород.
Привет от фирмы Zodiac
Так что при использовании светильного газа единственным вариантом были тканевые прорезиненные мешки. Их выпускали многие фирмы, в том числе известный надувными лодками Zodiac. Под эти пузыри стоили расширенные багажники с опорой на углы бамперов, для них делали обтекатели или, что чаще, подобие обтекателей. По мере опустошения мешки теряли форму — эластичностью они не обладали. Но главное, что аэродинамика была чудовищная. Проблемы создавали и набегающий поток (быстрее 50 км/ч ехать не получалось), и боковой ветер.
Еще одной очевидной проблемой была пожаро- и взрывоопасность светильного газа. Особенно актуально это было для автобусов: в те времена курили и на остановках, и в салонах. Да и владельцам частных автомобилей приходилось ездить с опаской: газовые мешки не были особенно прочными и при утечке могло случится всякое. Зато с организацией заправок особых проблем не наблюдалось: их ставили на тех же трубопроводах, которые подавали газ к фонарям.
Но, конечно, как только проблемы с горючим остались в прошлом, человечество с облегчением отказалось от использования светильного газа в автомобилях. Тем более что и фонари вскоре перевели на электричество. Будем надеяться, что третьей мировой не случится и эта технология не пригодится нам снова.