Лет 30-35 тому назад ВАЗ-2108, или попросту «Лада-Самара», считалась голубой мечтой каждого счастливого обладателя водительских прав. Как ни странно, но «восьмерка» была неплохим автомобилем не только в условиях тотального советского дефицита.
«Восьмерка» задумывалась заменой вазовской «классике»
Мысль логичная, но неверная. «Восьмерка», как и все полноприводное семейство ВАЗа, должно было не сменить на конвейере «шестерки» и «пятерки», а дополнить их. В 70-е в Тольятти почувствовали тягу к техническому творчеству, а высокие цены на нефть в мире позволяли Советскому Союзу некоторые экономические вольности. Можно сказать, что «восьмерка» — дитя последних сытых лет в истории СССР.
«Восьмерка» — первый переднеприводной автомобиль СССР
Да, это самое большое заблуждение. Действительно, «восьмерка» была первым тольяттинским автомобилем с приводом на передние колеса, но в общесоветском плане она оказалась только второй. Разве можно забыть ЛуАЗ-969В, который появился еще в конце 60-х? Вот уж кто на лицо ужасный…
«Восьмерка» — это «классика» только с передними ведущими
Даже близко не так! Вообще-то считается, что среди более 3,5 тысячи узлов, деталей и компонентов, которые, будучи собраны воедино, превращаются в ВАЗ-2108, нет вообще ни одного аналога от вазовской «классики». «Восьмерка» — машина, созданная с нуля.
ВАЗ-2108 целиком создали иностранные специалисты
Нет, конечно, не полностью. Однако влияние западных технологий в конструкции «восьмерки» очевидно. Самый значимый вклад внесли инженеры Porsche: двигатель, коробка передач, настройка подвески. Немцы вообще причисляют ВАЗ-2108 к списку своих инженерных достижений. Коричневая предсерийная «восьмерка» даже находится в фирменном музее Porsche в Штутгарте. Кроме того, для выпуска многих узлов и компонентов «восьмерки» приобретались лицензии. Скажем, задний мост — у Volkswagen, карбюратор — Solex, ШРУСы — Hardy Spicer, рулевая рейка — ZF, тормоза — Lucas и так далее.
Дизайн «восьмерки» — от студии Porsche
А вот и нет. Дизайн 2108 — целиком заслуга тольяттинских дизайнеров Владислава Пашко и Виктора Кряжева. Причем уже в первых эскизах стопроцентно угадываются черты вставшей на конвейер машины. Вот уж действительно редкий случай не только для отечественного, но и для мирового автопрома!
Что такое короткое и длинное крыло?
В данном случае это не развенчание мифа, а необходимое пояснение. «Восьмерка» с так называемым «коротким крылом» — это машины первого выпуска с 1984-го по 1991-й. Их отличает характерный пластиковый клюв в передней части кузова. Рестайлинговые «восьмерки» и «девятки» избавились от клюва, а переднее крыло немного удлинилось.
«Восьмерка» устарела еще до запуска в производство
Отнюдь. Для середины 80-х «восьмерка» достаточно современная, пусть и не революционная машина. Причем даже по европейским меркам. Передний привод, поперечное расположение силового агрегата, рулевое управления реечного типа, дисковые тормоза, сравнительно просторный салон и вместительный багажник. Не забудем и про хороший баланс комфорта и управляемости — недаром машину учили ездить инженеры Porsche! Другое дело, что уже к рестайлингу 1991-го «восьмерка» постарела.
Малый тираж — свидетельство провала ВАЗ-2108
Без малого 900 тысяч «восьмерок» - это действительно не такая уж и большая цифра по вазовским меркам. Но дело здесь совсем не в неудачной конструкции, а в ограниченной популярности именно трехдверного кузова. Пятидверные «девятки» в силу естественных причин были гораздо практичнее и продавались значительно лучше.