Самое удивительное в новинке то, что ее представили общественности точно в обещанные сроки. Проект стартовал в 2016-м, его продвигал в бытность свою вице-премьером Дмитрий Рогозин. В 2019-м стало известно, что стоимость самолета выросла с 7 до 8,5 млрд рублей, но тогда же сообщали, что рабочий прототип будет представлен в 2023 году. И вот он, перед нами: дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет, с дальностью полета не менее 9000 км, способный принять на борт до 400 пассажиров.
Его предшественник, Ил-96-300, стал последним разработанным в СССР дальнемагистральным лайнером. В 2023 году такие машины есть только в специальном летном отряде «Россия», который отвечает за перевозку президента РФ, и у кубинской национальной авиакомпании Cubana, в ведении которой в том числе находится транспортировка президента Кубы.
Представленная 7 июня 2023 года модернизированная версия, Ил-96-400М, отличается не только удлиненным на 9,5 м фюзеляжем и повышенной вместимостью. На ней стоят более мощные турбовентиляторные двигатели, ПС-90А1, разработанные в 90-х годах ХХ века, и отечественное пилотажно-навигационное оборудование нового поколения. В двигателях также нет импортных комплектующих. И если в 2021 году речь шла о том, что в серию самолет не пойдет, то теперь появились интересные перспективы. Занимается проектом Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), и именно она в своем ТГ-канале сообщила о готовности первого Ил-96-400М.
Правда, рассчитывать на то, что Воронежский авиационный завод, на котором собрали первый опытный экземпляр, сейчас начнет выпускать Ил-96-400М десятками штук в год, не приходится. Не те мощности, хотя Воронеж и знаменит своими инновациями. В лучшем случае речь будет идти о нескольких штуках в год.