Воздушный винт, он же пропеллер, часто применяется в качестве источника тяги для разных летательных аппаратов — не только вертолетов, но и самолетов. Это лопастный агрегат, работающий в воздушной среде и приводимый во вращение двигателем.
Винт преобразует крутящий момент мотора летательного аппарата в движущую силу тяги. Пропеллер, работающий в качестве движителя, в сочетании с двигателем образуют так называемую винтомоторную установку.
Как работает пропеллер
Лопасти винта захватывают воздух при вращении и толкают его в противоположном движению самолета направлении. Перед пропеллером при этом создается зона пониженного давления, а за ним — повышенного.
В зависимости от способа применения воздушные винты делятся на тянущие и толкающие, а в зависимости от возможности изменения шага лопастей — на пропеллеры с фиксированным или изменяемым шагом.
Этот самый шаг соответствует расстоянию, на которое переместится винт за один оборот, вкручиваясь в несжимаемую среду. Существуют пропеллеры с возможностью изменения шага как на земле, так и в полете.
В какую сторону крутится пропеллер
На одномоторных самолетах винт, как правило, вращается по часовой стрелке, если смотреть на него спереди. Скорее всего, эта традиция уходит корнями в те времена, когда двигатель запускали, раскручивая винт вручную, и кричали «От винта!». Просто потому, что правше удобнее браться за лопасть с правой стороны и толкать ее вниз.
Для небольших двухмоторных самолетов обычно действует то же самое правило. А вот на тяжелых четырехмоторных транспортных самолетах, как Hercules C-130 или Airbus A400M, пропеллеры вращаются в противоположных друг другу направлениях.
На самых мощных турбовинтовых самолетах наподобие Ан-22 и Ту-95 на каждый двигатель вообще ставят сдвоенные пропеллеры, которые вращаются навстречу друг другу.