Прорытые под Газой подземные коммуникации — явление удивительное. Считается, что их протяженность составляет около 500 км, но на самом деле оценить их длину, равно как и стоимость, практически невозможно. Часть этих подземных выработок принадлежит ХАМАС, но многие — частные предприятия, построенные для доставки контрабанды.
Тоннели под Газой — прямое следствие ее экономической блокады. А сама блокада — прямой результат политики ХАМАС, которой принадлежит вся власть в Газе. И тут нам, уж извините, не обойтись без краткой исторической справки.
Почему Газа попала в блокаду?
Сектор Газа — территория на берегу Средиземного моря длиной 54 км и шириной 12 км. Население — около 1,5 млн. Эту землю ООН выделило для создания арабского государства Палестины в 1948 году. Тогда же ее
Вскоре после вывода израильских войск, в 2006 году, на демократических выборах парламентское большинство в Газе досталось ХАМАС. Постепенно эта организация выдавила из сектора всех своих политических противников, включая другие радикальные группировки, и активизировала террористическую деятельность против государства Израиль, объявив своей целью полное его уничтожение.
Израиль в ответ в 2007 году ввел блокаду Газы, тем не менее поставляя туда воду, газ, электроэнергию и продукты питания. Ну, до недавнего времени. С другой стороны, Египет тоже участвует в блокаде Газы, ничего туда не поставляя и не принимая оттуда беженцев.
«Метро» ХАМАС
В этой непростой ситуации ХАМАС энд Ко были вынуждены приступить к
Часть тоннелей рыли местные предприниматели для простой коммерческой контрабанды. За все доставленное по тоннелям они платили ХАМАС пошлину. Рассказывают, что тащили по тоннелям все, на что был спрос, вплоть до автомобилей и катеров. Для поставок горючего по тоннелям прокладывали трубопроводы. Людей, зарабатывавших благодаря им, называли «тоннельной буржуазией».
В итоге изнутри экономическая ситуация в Газе к 2010 году меньше всего напоминала блокаду. В магазинах стояла техника последних моделей, продукты на любой вкус, одежда, косметика. Правда, при этом больше половины населения жила в нищете из-за безработицы. Тоннелей в результате становилось только больше.
Постепенно палестинские «метростроевцы» приобрели солидную квалификацию. Тоннели стали ровными, электрифицированными, с вентиляцией. Кстати, бетон для их строительства поставлял… Израиль. Когда ХАМАС запускал ракеты по Израилю, Израиль отвечал — а затем, по международным соглашениям, был обязан предоставлять стройматериалы для восстановления знаний.
Египет пустил воду и газы, Израиль вкопал стену
В 2013 году сильнейший удар по тоннелям нанес Египет. Во-первых, он снес свою половину города Рафах — вторая его половина находилась в секторе Газа, и оттуда вели тоннели контрабандистов. В ответ палестинцы удлинили тоннели. Тогда египтяне прорыли поверху канал и пустили в него воду. Палестинцы освоили строительство водозащищенных тоннелей и откачку воды, так что тоннели все равно появлялись. Египтяне, со своей стороны,
А израильтяне, устав от нападений, в 2018 году выстроили на границе с Газой помимо забора бетонную стену, уходящую вглубь на десятки метров, и поставили кучу датчиков, позволяющих отслеживать подземную активность.
Подземелья под Газой
Тем не менее, согласно свидетельствам захваченных израильтянами боевиков ХАМАС, тоннелей хватает и под самой Газой. Они идут прямо из домов и служат для скрытного перемещения бойцов и вооружений, хранения боеприпасов и размещения командных пунктов. Впрочем, пленные утверждают, что штабы и склады ХАМАС размещены под больницами, поликлиниками и школами. (Кстати, вы в курсе, что история про госпиталь Ал-Ахли, якобы разрушенный израильтянами, оказалась уткой?)
Между тем главный оперативный центр ХАМАС, по мнению ЦАХАЛ, расположен под самой большой больницей Газы, которая называется Шифа.
Именно поэтому Израиль и был вынужден пойти на наземную операцию в Газе, хотя война с городскими партизанами, передвигающимися по тоннелям, вряд ли вызывает энтузиазм у израильских военных.