Предсказывать далекое будущее — милое дело. Мало ли что там будет через сто лет, а то и больше! А вот обрисовать наш с вами быт в ближайшем будущем — задача куда более сложная. Но трудности нас не пугают!
Тем более что, если призакрыть глаза на политику, в бытовом смысле положительная динамика налицо. Каршеринг, экспресс-доставка товаров, общественный транспорт с USB-разъемами, станции зарядки электромобилей, терминалы самообслуживания в супермаркетах… И даже, что совсем уж невероятно, МФЦ с электронной записью и без очередей. Да, средоточие этих благ — мегаполисы. Но ведь некоторое время тому назад о таком и в столицах не мечтали. А сейчас даже в деревнях можно заплатить в магазине картой или по QR-коду.
Кибердеревня
Оснастить сельхозтехнику автопилотом было бы очень логично. И оснащают. И работает. Началось с комбайнов в 2020-м. Уже тогда сотни уборочных машин с автопилотом отечественной фирмы Cognitive Pilot вышли на поля в разных областях России. Правда, пока что комбайнер в кабине все равно сидит, контролируя качество уборки урожая. Сейчас такую систему ставят на трактора прямо на Петербургском тракторном заводе. В следующем году каждый второй «Кировец» сможет пахать без прямого участия человека. При такой динамике к 2030 году вся сельхозтехника перейдет на автопилот, а крестьяне будут следить за процессом из офиса, глядя на монитор.
Скоростные поезда
Компания «РЖД» сейчас активно занимается проектированием и строительством высокоскоростных магистралей (ВСМ). К 2030 году будет готова такая дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, и на ней доработанные «Сапсаны» смогут развивать не жалкие 180 км/ч, а все 360. Руководство РЖД считает, что до 2030 года будут и заделы по ВСМ из Москвы до Казани, Екатеринбурга, Адлера.
Полетим с журавлями
Про проблемы отечественного авиастроения мы писали отдельно. Пока производство буксует из-за нехватки комплектующих. Однако этот голод планируют утолить в ближайшие годы, выйдя на уровень ежегодного производства в 20 единиц Superjet Superjet New, 10 единиц Ту-214, 36 единиц МС-21. Судя по сегодняшней ситуации, это довольно дерзкие цифры. Но, увы, и они недостаточны. Авиапарк импортных самолетов к 2030 году окончательно выйдет из строя, и такими темпами отечественные производители вряд ли успеют восполнить пробел.
Наши микропроцессоры станут самыми большими в мире
Сейчас с микропроцессорами для гражданского оборудования в России все сложно. А для военного и космического — как раз нормально. Отечественный ВПК спокойно использует чипы, сделанные по технологии 180 нм. Массово производят у нас и микропроцессоры по технологии 90 нм (достаточно для пластиковых карт). А надо бы выходить на уровень меньше 10 нм — такие чипы стоят в современных смартфонах. В краткосрочной перспективе это почти невозможно.
Тем не менее в России запущена программа по выпуску собственных литографов для прожигания чипов. Налаживают и производство сырья — поли- и монокристаллического кремния. Минпромторг показывает дорожную карту, согласно которой к 2027 году Россия сможет производить собственные микропроцессоры, сделанные по технологии… 23 нм (по мировым меркам это уровень 2009 года).
Так что современные чипы мы и в 2030-м будем закупать за рубежом. Только не у Тайваня, а у Китая, который сумел обойти барьеры, добыть технологию (его теперь обвиняют в «краже мозгов») и создать свое оборудование, невзирая на санкции.
Наука — новая целина
К 2030 году в России планируют построить 25 новых кампусов и вообще влить беспрецедентные средства в науку, привлекая в нее молодежь. До конца 2023 года в науку вложат 1,2 трлн рублей. Из них 559 млрд — непосредственно в исследования и разработки. Этак к 2030 году быть ученым снова станет престижно!
Космос: танки на Луне
К 2030 году Роскосмос планирует начать пилотируемые полеты на Луну. Сейчас, после неудачи миссии «Луна-25», в это верится с трудом, но это вопрос наработки опыта. Cтарая советская космическая школа потеряна, приходится учиться заново. А 2032 году Роскосмос считает возможным поездки по Луне на «тяжелом луноходе». Можем себе представить, на что будет похожа эта машина. Хотя как иначе? К 2030-му на Луне наверняка будут как минимум индийские и американские базы. И солидно зарулить к ним в гости можно будет только на тяжелом луноходе. Вот в это как раз мы легко верим.
Производство электромобилей
Производство электромобилей в России растет взрывными темпами. К концу 2023 году планируют собрать 18 тысяч машин — в девять раз больше, чем в 2022-м. А в 2024-м — 36 тысяч. Но по масштабам рынка это все микровзрывы. Появляются и отечественные наработки, недавно представили шасси и агрегаты перспективного проекта «Атом». Но все это не позволяет делать даже прогнозов.
Тут важно понимать следующее. Сегодня распространение электромобилей в первую очередь тормозит их высокая цена. Однако аналитики считают, что очень скоро появятся новые типы батарей, которые позволят снизить стоимость машин на электротяге раза этак в два. Большинство ведущих производителей сегодня вкладывается в подобные разработки. Как с этим обстоит дело в России? Мы ничего такого не слышали.
Беспилотные машины с пилотами
Даже Mercedes-Benz, недавно вырвавшийся в лидеры в этой сфере, пока достиг только уровня, при котором водитель может не касаться руля и не смотреть на дорогу. Есть уже и работающие прототипы беспилотных КАМАЗов. Но тут та же история.
Многие в курсе, что беспилотные такси «Яндекса» в пилотном режиме (простите за каламбур) трудятся в московском районе Ясенево. В автомобилях все равно сидят водители: ни технология, ни законодательство пока не позволяют полностью отказаться от присутствия человека за рулем.
Однако недавно стало известно, что «Яндекс» уже испытывает и полностью беспилотные автомобили — на территории Иннополиса (город-спутник Казани, наукоград). Правда, за ними следуют автомобили с людьми, готовыми дистанционно остановить беспилотник.
Появятся ли к 2030 году реально беспилотные автомобили на дорогах России? Возможно. Но, скорее всего, в пределах каких-то ограниченных территорий.