Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Так ли уж важны подушки безопасности?

Как ты наверняка уже знаешь, АвтоВАЗ начал выпускать автомобили без АБС и эйрбэгов. Разбираемся, насколько это плохо.

4 июля 20222

Первым автомобилем Lada без АБС и эйрбэгов в 2022 году стала Granta, на подходе Niva Legend и Niva Travel. Спорить не станем, лучше такие автомобили, чем никаких. Тем более что в связи с этим впервые в истории были снижены цены на Lada Granta.

Если говорить про АБС, то и без нее можно обойтись. Если водитель владеет техникой прерывистого торможения, разницы в тормозном пути нет или почти нет. Хотя на предельных скоростях, конечно, АБС и опытного водителя может спасти. Но где Granta и Niva и где предельные скорости?

А вот насколько критично отсутствие эйрбэгов? Может, и ремней безопасности достаточно?

Так ли уж важны подушки безопасности?

Надувательство на скорость

Для затравки давай разберемся, как функционирует подушка безопасности. Изобрели ее еще в 1951-м, да вот схема была нерабочая. Создатели предлагали надувать эйрбэг от баллона со сжатым воздухом, но так выходило слишком медленно. Все изменилось в 1963-м, когда японский изобретатель Ясузобуро Кобори придумал надувать подушку с помощью пиропатрона. Происходит это за 6 миллисекунд. Газ, который при этом заполняет эластичный нейлоновый мешок, токсичен, но тут уж ничего не поделаешь. А в 1967-м американец Аллен Брид изобрел датчик включения, срабатывающий от удара: в нем перемещался шарик, замыкающий контакты. После этого препятствий к серийному производству эйрбэгов не осталось.

Так ли уж важны подушки безопасности?
Oldsmobile Toronado: первый в мире автомобиль, на который серийно установили эйрбэги. Случилось это в 1973 году

Критика эйрбэгов

На серийных автомобилях подушки безопасности появились в 1973-м: впервые их поставили на Oldsmobile Toronado. И консерваторы с удовольствием начали их критиковать: срабатывая даже при небольших ударах, подушки больно и обидно били водителей по лицу, вызывая легкие сотрясения мозга, а некоторых пугались внезапно возникших перед лицом белых мешков вплоть до инфаркта.

Современные подушки двухступенчатые, при небольших ударах надуваются слегка, а при серьезных авариях — в полную силу. Но они тут же начинают сдуваться, смягчая удар. И еще при раскрытии они распыляют вокруг белый порошок — им посыпают нейлон для консервации. Порошок, увы, совершенно инертный.

Так ли уж важны подушки безопасности?
В 1981-м Mersedes-Benz S-class (W126) стал первым европейским автомобилем с эйрбэгами. И в результате он два года подряд получал титул самого безопасного автомобиля

Законы об эйрбэгах

В США еще в 1991 году приняли закон, который предписывал всем автомобилям, собранным после 1 сентября 1998-го, иметь фронтальные эйрбэги для водителя и переднего пассажира. В России такого закона никогда не было. Однако Технический регламент, принятый в 2011 году, предъявлял такие требования к краш-тестам, что пройти сертификацию новой модели без эйрбэгов было невозможно. А в мае 2022 года постановлением Правительства РФ Техрегламент откатили к предыдущей версии, в краш-тестах оставили только фронтальный удар о бетонный куб, без частичного перекрытия. И тут уж для прохождения подушки безопасности необязательны.

Так ли уж важны подушки безопасности?

Зачем нужна подушка безопасности?

В самом деле, мы с тобой нормальные люди и всегда пристегиваемся ремнем безопасности. Зачем еще сложная история с эйрбэгом, не маркетинг ли тут наследил? Тем более что без пристегнутого ремня польза от эйрбэга минимальная?

Фокус в том, что при фронтальном ударе голова под действием силы тяжести идет вперед. А поскольку она даже у легкомысленных людей довольно тяжелая, на шею приходится изрядная нагрузка. Растяжения мышц и повреждения шейного отдела позвоночника весьма вероятны. Даже на небольших скоростях. Не говоря уж о том, что некоторым удавалось достичь лицом поверхности руля или передней панели в случае с пассажиром. А подушка поглощает до 90% импульса при ударе. Так что, выходит, эйрбэги все же нужны.

Эффективность эйрбэгов

Еще в 2009 году американское Национальное агентство дорожной безопасности (NHTSA) рассчитало, что фронтальные эйрбэги сокращают риск смерти на 11%. С одной стороны, что такое эти жалкие 11%? Вот ремень безопасности повышает выживаемость на 70%. А с другой — речь все же о риске смерти, а не о насморке. Наконец, в России всегда было полно «Жигулей» без эйрбэгов, этим наш народ точно не напугать. Кроме того, свято место пусто не бывает. Если уж мы умеем не только создавать, но и объяснять человеческим языком, как работают ракетные комплексы «Кинжал», то и суровые отечественные эйрбэги через 10-20 лет могут появиться. И мы тогда обязательно расскажем тебе, как в них реализован принцип квантовой неопределенности.

В статье использованы материалы auto.mail.ru, bezdtp.ru, autoreview.ru.

Подушки для путешествий тоже спасают жизни

Если твой сменный водитель или ты сам во время остановки как следует выспитесь в пути, вероятность аварийных ситуаций точно снизится. А подушка для путешествий способствует хорошему сну. Так что рекомендуем ознакомиться с нашей мини-подборкой самых достойных трэвел-подушек. ⬇⬇⬇

1 из 4

Подушка для путешествий RoadLike Travel Kit с эффектом памяти, синий

Узнать цену

Подушка с наполнителем из поддерживающей пены с эффектом памяти. В комплекте с ней идут беруши, маска для сна и чехол для хранения.

Реклама. ООО "Яндекс"
2 из 4

Подушка для путешествий с поддержкой шеи, уютным капюшоном и памятью формы

Узнать цену

Инновационное решение: надувная дорожная подушка с капюшоном

Реклама. ООО "Яндекс"
3 из 4

Надувная дорожная подушка Cata

Узнать цену

Надувная подушка с усиленной боковой поддержкой.

Реклама. ООО "Яндекс"
4 из 4

Подушка для шеи Basik&Co

Узнать цену

Подушка для шеи в виде котика. Эргономика не идеальна, но зато умильность зашкаливает.

Реклама. ООО "Яндекс"

Фото: Shutterstock/Fotodom.ru, Brian Welker / Alamy Stock Photo

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения