Благодаря редкому сочетанию «цена/качество» советские автомобили в свое время неплохо продавались за рубежом. На первом месте в любом случае стояла цена, вернее, очень низкая цена. Настолько низкая, что позволяла импортерам советомобилей вкладываться в небольшой тюнинг «Москвичей», «Волг» и «Жигулей», что называется, на местах и при этом оставаться в прибыли. Как получалось? Да по-разному…
Первые опыты евроулучшайзинга были довольно скромными и сдержанными. Бельгийский импортер «нашемарок» фирма Scaldia Volga добавляла к облику 407-го «Москвича» самую малость — хромированные колесные колпаки в американском футуристичном стиле и шины с белой полосой. Получалось так, как мы любим, — недорого и сердито. Еще лучше становилось, когда под капот бельгийцы засовывали дизельный мотор фирмы Perkins.
Такой же фокус проделывали и с 21-й «Волгой». Медленный и прожорливый бензиновый мотор Made in USSR меняли на медленные, но страшно экономичные и вообще неубиваемые дизели Peugeot и Perkins. Ну а внешность дорабатывали сообразно тогдашнему вкусу. Как тебе тюнинговая добавка хрома в нижней части? Юрий Деточкин одобрил бы.
Кстати, специально для «Волги» дизайнеры итальянского дизайн-ателье Ghia соорудили даже рестайлинг. И неплохой, как видишь. Но инициатива на местах не прошла. Итальянская работа для советского седана осталась невостребованной…
Любопытно, что не всегда советским машинам требовалось хирургическое вмешательство. Современный и более чем уместный для своего времени «Москвич-408», более известный в Европе как Elite Deluxe, обходился минимумом дополнительных доработок.
Зато его наследник «Москвич-412» для европейцев выглядел уже постаревшим. Поэтому, например, финский импортер АЗЛК — фирма «Конела» даже предложила вот такой необычный вариант обновления 412-го. Узнаешь элементы от «Жигулей» во внешности? Ага, бамперы, дверные ручки, клыки…
«Жиги» появившиеся в начале 70-х, надолго стали самым прогрессивным автомобилем СССР, ну а тольяттинский декор — популярным способом взбодрить внешность менее удачных марок. Посмотри на вариант «Запорожца», который украшал глянцевые брошюры «Автоэкспорта». Ничего не замечаешь? Подсказка: смотреть нужно на колесные колпаки. Хотя вряд ли это сильно повлияло на рыночную судьбу машины.
Но что колпаки! В свое время бренд Lada считали настолько весомым и значимым, что пытались использовать его где можно и где нельзя. Например, планировавший выход вездеходов УАЗ на американский рынок (так, к слову, и несостоявшийся) собирались провести именно под маркой Lada.
Если в Америке УАЗы не зашли, то в Европе продавались неплохо. Итальянский импортер ульяновских вездеходов фирма «Марторелли» наладила сброчное производство по улучшайзингу того, что собирали в Ульяновске. В ход шли все известные средства: и более современные моторы, и съемные жесткие крыши, и красивые колесные диски, и качественная покраска. Порой даже двухтонная.
Не обходились без тюнинга и сами ВАЗы. От самого простого — уайт-уоллы, литье, противотуманки, виниловые крыши и так далее — до более изысканного. Например, из архива удачных эстетических решений экспортных вариантов «Нивы» получился бы роскошный фотоальбом.
Ну и отдельная статья — это масштабные переделки «восьмерок» в кабриолеты, тема, неожиданно ставшая трендом в 80-90-е. От знаменитой в узких кругах «Наташи» (а вернее «Натачи») до основательного и выверенного немецкого инжиниринга — «Самара-Фан».
Жаль, но то была лебединая песня советских машин за рубежом. В 90-х никакой допиленный по месту тюнинг не мог скрыть примитивные технические решения «нашемарок». Просто взгляни на «Москвич-Алеко» и «Таврию», доработанные французским импортером советских автомобилей Жаном Поком, и задай себе вопрос: могло ли вот это соперничать с VW Golf и Peugeot 205? Вопрос, конечно, чисто риторический.