Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Советские автомобили, не украденные у Запада

Если и заимствовать, то официально!

1 июня 202116

История советского автопрома — это по большей части летопись сворованных проектов и переосмысленных заимствований. Автомобилей, которым не было стыдно за свое происхождение, не так уж и много. И вроде бы мы вспомнили их все.

Советские автомобили, не украденные у Запада

ГАЗ-АА

Вообще-то изначально первый автомобиль Горьковского автозавода назывался НАЗ-АА. Дело в том, что Нижний Новгород переименовали в Горький в 1933-м, лицензионный же выпуск американского грузовика Ford AA начался здесь двумя годами раньше. За полезную нагрузку в 1,5 тонны ГАЗ-АА быстро прозвали «полуторкой»: акать, да еще дважды подряд, никому не нравилось.    

Советские автомобили, не украденные у Запада

ЗИС-5

Эту машину часто путают с ГАЗ-АА. И немудрено: два советских грузовика похожи если не как две капли воды, то словно братья-двойняшки. Проще всего их отличать не по дизайну (здесь слишком много сходств и слишком мало различий) а по габаритам. ЗИС-5 более крупный зверь. Он длиннее, шире, выше и вдвое грузоподъемнее.

Делали же его на базе грузовика Autocar Dispatch, предназначенного изначально для рынка Южной Америки. Машина получилась удачной и для российского климата. Даже немцы в годы войны удивлялись удивительной неприхотливости и надежности ЗИС-5. 

Советские автомобили, не украденные у Запада

ГАЗ-А

Первый легковой автомобиль ГАЗа (а вернее, НАЗ) построили в 1932-м. И да, документацию на эту модель Советскому Союзу предоставил дедушка Форд (тот самый, который Генри) в рамках контракта, заключенного в 1927-м. Инженеры Ford помогали нашим как в строительстве завода в Нижнем, так и конкретными автомобилями. Правда, тираж «ашки» оказался довольно ограниченным: за четыре года собрали чуть больше 40 тысяч машин. Для массового выпуска негусто. Но у этой скромности было свое объяснение. 

Советские автомобили, не украденные у Запада

ГАЗ-М1

И называлось это объяснение (смотри предыдущий абзац, если запамятовал) ГАЗ-М1. «Эмка» тоже лицензионный «Форд», только значительно более свежий. В Штатах седан продавался под именами Ford B и Ford Model 40, а у нас стал известен как «эмка» и даже «эмочка». Американцы, кстати, предлагали советским коллегам версии Model 40 с мощным восьмицилиндровым мотором. Но наши, покумекав, решили остановиться на банальной «четверке». Эх, какой потенциально классный хот-род зарубили!

А вот здесь двух мнений быть не может: хит-парад машин с украденным дизайном.

Советские автомобили, не украденные у Запада

ВАЗ-2101 «Жигули»

На месте консервативного, хотя и добротного заднеприводного итальянского седана могли быть другие машины. Например, куда более технологичный и современный французский Renault 16. У него в разы более удобный кузов хетчбэк и перспективный передний привод. Увы, Италия оказалась ближе к Советскому Союзу, чем Франция, прежде всего по идеологическим причинам. Не зря даже город, где построили главный автомобильный завод страны, назвали в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Главное, что «копейка» была не сворованной, как многие другие советские машины, идеей.

Советские автомобили, не украденные у Запада

«Волга-Сайбер»

Если ВАЗ-2101 реально вывел советский автопром на новый уровень, то «Сайбер» иначе как грустным анекдотом не назовешь. Лицензию на выпуск старенького американского седана «Крайслер-Себринг» в Нижнем Новгороде зачем-то купили в конце нулевых. На конвейер машина встала в 2008-м. Аккурат накануне глобального экономического кризиса.

В общем, и так не особо нужный автомобиль появился еще и в самое неудачное время. Тираж в пять тысяч седанов за два с половиной года выпуска отлично иллюстрирует степень фейла всего проекта. 

Советские автомобили, не украденные у Запада
Источник:
ГАЗ

LADA Largus

Он дебютировал еще в 2004-м под маркой Dacia Logan MCV, а с 2012-го выпускается на ВАЗе уже как «Лада Ларгус». Здоровенный, неприхотливый универсал стал воплощением мечты массового отечественного покупателя о надежном автомобиле, на котором можно ездить не два-три года, а, скажем, 23 года. Пока у «Ларгуса», нынешней весной представленного в обновленном виде, все получается. Очень долгоиграющая тачка получилась.

Советские автомобили, не украденные у Запада

Фото: Getty Images, Creative Commons, Lada

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения