Смутные сомнения относительно того, слушают ли нас наши смартфоны, терзали многих давно. И до недавних пор ответ был вполне четкий: нет, потому что прослушка в режиме нон-стоп слишком энергозатратна, не говоря уже об аналитике данных и их передаче куда-то — не заметить это было бы невозможно.
Но свежая утечка информации свидетельствует о том, что наши телефоны, видимо, действительно нас прослушивают. Но специфически, конечно.
В рекламном ролике одного из предполагаемых маркетинговых партнеров Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) подробно описывается, как компания подслушивает разговоры пользователей для создания таргетированной рекламы.
В частности, в слайд-шоу Cox Media Group (CMG) утверждается, что ее программное обеспечение «Активное слушание» (Active listening) использует ИИ для сбора и анализа «данных о намерениях в реальном времени», прослушивая ваши разговоры через микрофон телефона, ноутбука или домашнего умного ассистента в колонке.
«Рекламодатели могут объединять эти голосовые данные с поведенческими данными, чтобы таргетировать потребителей», — говорится в презентации.
Далее в презентациях в качестве клиентов CMG упоминаются — та-даам! — Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), Google и Amazon, что позволяет предположить, что они могут использовать описанный сервис активного прослушивания для привлечения пользователей.
В слайд-шоу подробно описывается шестиэтапный процесс, который программное обеспечение использует для сбора голосовых данных. Но из слайдов неясно, подслушивает ли ПО постоянно или только в определенные моменты, когда активируется микрофон телефона, — например, во время разговора по телефону.
После того как эта история всплыла, Google удалила медиагруппу со своего сайта из раздела «Партнерские программы». А в комментариях СМИ Meta (запрещенная в России экстремистская организация) отвергла все предположения о прослушке, заявив, что уже неоднократно говорила об отсутствии прослушки. Центр конфиденциальности Meta в Интернете и вовсе заявлял: «Мы понимаем, что иногда реклама может быть настолько специфичной, что создается впечатление, будто мы прослушиваем ваши разговоры через микрофон, но это не так».