Понятно, когда ты можешь состряпать полновесные рецензии, попинав полчаса кубики в «Тетрисе» или вечерок поиздевавшись над фауной «Дума». Но Civilization — продукт массивный и архисложный, требует ответственности в суждениях и многодневного знакомства с материалом. MAXIM честно потратил на «Цивилизацию» целый уикенд и собрал увесистую коллекцию плюсов и минусов!
[+]
Отличия шестой части от предыдущей настолько кардинальны, что она грозит стать самой революционной серией после первых двух. Внедрены не только радикально новые вещи, но и вытащены из глубокого прошлого кое-какие забытые пыльные элементы старых серий, которым нам в самом деле не хватало. Например, вычисление народного счастья/недовольства не для всей нации, а для каждого города особо.
[-]
Сам факт наличия перемен, конечно, к лучшему. Все же некоторые перемены удивляют. Представь, как если бы в шахматы добавили пару рядов клеток, перекрасили черные фигуры в малиновый, а коню приделали крылья, чтобы пегас получился... Ну... почему бы и нет, вдруг так веселее? В конце концов, что нам мешает? Но, если разрешат ходить двум фигурам одновременно и король получит возможность в случае опасности прятаться под шахматной доской, поневоле задумаешься, а играбельны ли такие шахматы в принципе. На данном этапе с Civilization VI многие моменты вызывают аналогичную озадаченность. В общем, всем нам предстоят еще месяцы допиливания и переосмысления.
[+]
России теперь уделяется больше внимания, чем в пятой части — в кои-то веки в игре появились такие чудеса света, как питерский «Эрмитаж» и московский Большой театр. Кстати, так как лидер России на этот раз Петр Первый, то и столицей по умолчанию назначается Санкт-Петербург, а не какая-то Москва. А уж какая там играет полная пафоса «Калинка-малинка» — аж оторопь берет. С музыкой в игре все замечательно.
[-]
Игра на редкость задумчива. Любой юнит перемещается на соседнюю клетку с важностью и скоростью безногой черепахи на костылях. Можно, конечно, пойти в настройки и включить ускоренный бег юнитов, но тогда они мгновенно телепортируются... Хотелось бы все-так увидеть что-то промежуточное между этими двумя экстремальными вариантами анимации.
[-]
Неторопливостью отличается и искусственный интеллект: фактически три четверти игрового времени — ожидание, когда же эти сволочи, компьютерные мировые лидеры, состряпают свои местечковые дела и передадут ход тебе. Надо сказать, что и пятая «Цивилизация» в этом отношении стремительностью не отличалась (особенно на больших картах и ближе к концу игры), но ведь у нас перед глазами есть и обратный пример — Civilization Beyond Earth, где искусственный интеллект на удивление проворный и совсем не склонен к затяжным паузам.
[+]
Ворчуны жалуются на мультяшность графики, но, признаться, в этом китче есть нечто от самых древних выпусков серии, что приятно. Еще туман войны первоклассный, пусть даже не самый удобный. Интерфейс вопросов почти не вызывает. Почти. За четыре дня геймплея мы не нашли кнопки «переименовать город» и даже не понимаем, существует ли она в природе. И порой ловишь себя на мысли, что поймать мышью нужный юнит — отдельный вид спорта, и не сказать, что занятный.
[-]
С балансом разбираться еще мучительно долго придется и авторам игры, и игрокам. А то происходят дикие вещи, как, например, запредельно высокие запасы веры уже в середине игры, которые физически не на что тратить. Мало того, у проживавшего по соседству AI явно наблюдалась аналогичная оказия, скифы пытались спустить все очки веры хоть на что-нибудь и в итоге понакупили около сотни миссионеров и пророков, которые как тараканы толстым слоем покрыли весь континент. Кстати, религиозные юниты разных вероисповеданий теперь могут вступать в дискуссии, в ходе которых лупят друг друга громом и молнией и порождают всякие забавные последствия. Но когда счет миссионеров у врага идет на сотни, проще их танком передавить.
[-]
AI явно сыроват, берет скорее количеством (особенно раздражают нескончаемые набеги варварских орд) и признаков острого ума в военных и дипломатических вопросах не проявляет. К счастью, подобного рода недоделки, включая ляпы в русскоязычных текстах, по жизни лечатся первыми же патчами.
[+]
Баги багами, но в кои-то веки нам дали большую и полноценную игру сразу же, а не заставляют дожидаться будущих DLC. Civilization VI с самого старта под завязку набита всевозможным стратегическим добром — нациями, сценариями, чудесами и зданиями. Единственное, что выглядит непривычно скудно, — древо технологий. И все потому, что теперь у нас два древа — параллельно научно-техническому прогрессу развивается и культурно-политическое древо. И есть ощущение, что первого маловато, а второго, наоборот, переизбыток.
[-]
Сама идея, что теперь многие постройки отгрызают место-район на карте, симпатична и имеет потенциал. Чудеса строятся так же. А еще фортификации, аэропорты. Все это отжирает бесценные клетки, которые вместо этого приносили бы деньги, производство, а самое главное — еду. Фактически отстроив город по максимуму, ты вдруг можешь оказаться в ситуации, что жрать-то жителям особо и нечего. Мало того, что описанное усложняет микроменеджмент, так еще порождает странные побочные эффекты — например, не очень выгодно строить города на побережье, так как морские клетки не могут быть использованы для подобного рода застроек и пространства для городского планирования будет кот наплакал. После Beyond Earth, где можно было и вовсе на воде города выстраивать, все это кажется несправедливостью и ущемлением наших прав. С другой стороны, никто и не обещал, что это будет легкая игра. Именно за трудности она нами и ценится!
[+]
В итоге, кажется, минусов у нас вышло больше, чем плюсов. Не обращай внимания, все эти минусы больше ворчание по мелочам, а плюсы — жирные и сочные!