Но если выбирая машину человек может поддаться чувствам и «выбрать сердцем», то авиалайнер — это производственное оборудование. Его авиакомпания покупает, чтобы зарабатывать деньги, и подходит к вопросу исключительно рационально: характеристики и стоимость эксплуатации перевешивают любые эмоции. Поэтому рейтинг авиалайнеров по объему производства действительно отражает их соответствие запросам потребителей. Ведь просто так ни один производитель самолеты не строит, все серийные экземпляры делают под заказчика.
Мы посчитали, сколько пассажирских самолетов разных типов поставлено в авиакомпании. Датой начала выпуска указан год первого полета, окончания — доставка последнего самолета этого типа заказчику. И отобрали те, которых было сделано более тысячи.
Как считали
Создатели авиалайнеров честнее, чем производители автомобилей. У легковушек названия моделей могут не меняться десятилетиями, и при этом Toyota Corolla или Volkswagen Passat разных поколений будут совсем разными машинами. Авиаторы же меняют буквы или цифры в обозначении разных версий. Так что вполне можно отличить разные поколения просто по числам и индексу модели. Правда, не все обращают на них внимание. Мы обратили.
Поэтому в список не попал Boeing 747. Хотя всего их сделано более 1500, его первое поколение, включавшее модели с 747-100 по 747-300 насчитывает 724 экземпляра, а второе, 747-400, несмотря на внешнее сходство с первым, имеет много конструктивных отличий. Это, по сути, другой самолет, и их сделано 694, тоже меньше тысячи. А 747-8 (третье поколение) выпущено всего 149.
Также исключены грузовые варианты и военные версии. Например, в семейство Boeing 767 входят не только пассажирские лайнеры, производство которых закончилось в 2014 году после выпуска 974 штук, но и грузовые 767-300F (234 экземплярав) и летающие танкеры для дозаправки в воздухе (75 экземпляров), выпуск которых продолжается до сих пор. Вместе с ними получилось бы 1283, но они не пассажирские.
Модели-лидеры
Самолеты проектируют семействами, которые включают модели разной вместимости и иногда разной дальности или с разными двигателями. Мы суммировали выпуск всех моделей каждого семейства — несмотря на разную длину и другие параметры, это все-таки один тип самолета. Главное, чтобы был пассажирский.
Попутно выяснили, каких конкретных моделей сделано больше всего.
Абсолютный лидер — Boeing 737-800, их с 1998 по 2019 год выпущено 4989 штук.
Мировой бестселлер номер два — Airbus A320, основная модель первого поколения узкофюзеляжных Airbus. С 1987 до 2021 года их выпустили 4732 штуки.
Это прямые конкуренты: максимальная вместимость 737-800 — 189 пассажиров, А320 — 180. Дальность обоих в зависимости от нагрузки — 5-6 тысяч километров.
1. Airbus A320
Сделано: 8072
1987–2021 гг.
Первое поколение Airbus A320 появилось в 1987 году. В семейство входят четыре модели разной длины — от А318 до А321 (до 236 пассажиров). Самые популярные — «золотая середина», А319 (до 156 мест), и первенец, в честь которого названо все семейство, — А320 (до 180 мест).
Было сделано также 118 бизнес-джетов ACJ (Airbus Corporate Jet). В общее количество они не включены.
В России А320, А319 и А321 есть или были во флоте почти всех крупных авиакомпаний: «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и т.д.
2. Boeing 737-600/700/800/900 Next-Generation
Сделано: 6779
1993–2019 гг.
В семейство с названием, которое переводится как «Следующее поколение», входят четыре модели разной длины: 737-600, 737-700, 737-800 и 737-900. Как и конкурирующий А318, самый короткий 737-600 заметным спросом не пользовался.
Выпуск пассажирских 737 NG закончен в 2019 году, после этого продолжился выпуск военных версий, в основном патрульных противолодочных самолетов P-8 Poseydon для ВМС США, Кореи, Норвегии и других государств, их сделано 174. VIP-самолетов BBJ (Boeing Business Jet) выпустили 152.
В России 737-800 используют многие авиакомпании: «Аэрофлот», «Победа», «ЮТэйр» и другие. Встречаются также 737-700 и 737-900.
3. Boeing 737-300/400/500 Classic
Сделано: 1988
1984–2000 гг.
Это второе поколение Boeing 737. Оно заменяло не только популярный 737-200, но и отчасти трехдвигательный 727. Отличие «Классика» от предыдущего «Оригинала» (он тоже попал в наш список, под номером 12) прежде всего длина фюзеляжа, крыло и новые двигатели производства CFM вместо Pratt & Whitney. Были модернизированы или заменены и многие другие системы.
Заказчики могли выбрать одну из трех версий по длине: среднюю 737-300, самую вместительную 737-400 (до 188 пассажиров) и короткую 737-500.
В России «Боинг 737» этого поколения летают и сейчас, например в «ЮТэйр».
4. Airbus A320neo
Сделано: 1897
2014 г. — настоящее время
Airbus A320 в восьмидесятые проектировали с учетом недостатков основных конкурентов, в первую очередь Boeing 737, и заложили в конструкцию возможность модернизации, в частности сделали более высокое шасси. Двигатели нового поколения, которые появились в XXI веке, как раз имеют больший диаметр, поэтому легко вписались под крыло А320. Аббревиатура neo означает New Engine Option — «новый вариант двигателей».
Конечно, модернизация затронула и другие элементы и системы, от кабины пилотов, в которой многие традиционные приборы заменены на дисплеи, до системы вентиляции и кухонь.
A320neo, а также A321neo есть во флоте «Аэрофлота», S7 и «Уральских авиалиний».
5. Boeing 727
Сделано: 1832
1963–1984 гг.
После успеха модели 707, первого американского реактивного лайнера, Boeing решил сделать версию для менее крупных аэропортов. Новая модель получила такой же фюзеляж, как у флагмана (кроме задней части, конечно), но на более низком шасси, и три двигателя вместо четырех. По примеру французской Caravelle двигатели решили поставить в хвосте.
В семействе 727 было две модели: 727-100 (максимальная вместимость 131 пассажир) и более популярная 727-200 (предельное число мест 189).
В российские аэропорты летали только Boeing 727 иностранных авиакомпаний — от американской Alaska Airlines, которая выполняла рейсы из Анкориджа в Магадан, Хабаровск и другие города Дальнего Востока с 1992 года, до афганской Ariana, летавшей на 727 из Кабула в Москву. Последний рейс с пассажирами Boeing 727 выполнил в начале 2019 года.
6. ATR 42/72
Сделано: 1746
1984 г. — настоящее время
Совместное итало-французское предприятие было создано в 1981 году. В 1984 году совершил первый полет ATR 42 (цифры указывают на планируемое число мест). Через четыре года появилась удлиненная на 4,5 метра версия ATR 72. Она стала бестселлером компании: их сделано уже около 1200, а ATR 42 — примерно 500. Компания не балует точными данными о производстве и продажах, но, по неофициальным данным, в июле 2023 года заказчику, королевским ВВС Таиланда, был отправлен ATR 72 с серийным номером 1746.
В России крупнейший оператор ATR 72 — авиакомпания «ЮТэйр».
7. Boeing 777
Сделано: 1713
1994–2021 гг.
Самый популярный широкофюзеляжный самолет появился в начале 90-х как конкурент трехдвигательным DС-10 и L-1011. До 1985 года авиационные власти требовали, чтобы маршрут двухдвигательных самолетов проходил не далее чем в 60 минутах полета на одном двигателе до подходящего для них аэропорта. В 1985 году дистанция была увеличена до 120 минут полета, а в 1988 году — до 180 минут. Появился смысл создавать самолеты с двумя двигателями и большой дальностью.
Сначала появился 777-200, потом версии с увеличенной дальностью 777-200ER (до 13 000 км) и 777-200LR (до 15 800 км). С 1997 года выпускается более длинный и вместительный 777-300 и вариант с увеличенной дальностью 777-300ER.
Выпуск пассажирских 777 закончился в 2021 году, но продолжается производство грузовых 777-200F, в июле 2023 года сделан 250-й «грузовик».
Boeing 777 используют несколько российских авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот», «Россия» и Nordwind.
8. Airbus A330
Сделано: 1576
1992 г. — настоящее время
Для замены своих первых моделей А300 и А310 Airbus создал два типа: А340 (первый полет в 1991-м) с четырьмя двигателями и А330 — с двумя. А340 выпускали до 2011 года и сделали всего 377. Двухмоторный А330 пользовался гораздо большим спросом и выпускается до сих пор, в том числе A330neo с новыми двигателями, — эти 107 самолетов мы в число А330 не включили, как и 38 грузовых A330-200F.
У А330 две версии по длине: короткая А330-200 (250-300 мест, дальность до 13 400 км) и длинная А330-300 (300-350 мест, дальность до 11 300 км).
В России А330 летают в «Аэрофлоте», iFly, Nordwind.
9. Ан-24
Сделано: 1367
1959–1979 гг.
Турбовинтовой Ан-24 заменил поршневые Ил-14, Ил-12 и Ли-2. Рассчитанный на 48-52 пассажира самолет стал рабочей лошадкой для многих авиапредприятий СССР. Нетребовательный к аэродромам, он летает и сейчас. Модификация Ан-24РВ имеет третий, реактивный, двигатель, который улучшает взлетные характеристики. Также до сих пор летают и грузовые версии Ан-26, их было сделано еще примерно 1400.
Ан-24 и переоборудованный для пассажиров Ан-26 используют некоторые региональные авиакомпании: Костромское авиапредприятие, «КрасАвиа», «Полярные авиалинии», «ИрАэро» и другие.
10. Boeing 737 MAX
Сделано: 1276
2016 г. — настоящее время
Четвертое поколение 737 сохранило от предшественников форму фюзеляжа и компоновку. Новые двигатели ради снижения расхода и уменьшения шума имеют большую степень двухконтурности, то есть большой объем воздуха прокачивается в обход «горячей» части. У них большой диаметр, и они не помещались под крылом довольно низкого 737. Поэтому их вынесли вперед.
Из-за этого самолет стал несколько неустойчив в горизонтальном полете, и это компенсирует специальная система. Из-за незнакомства пилотов с особенностями ее работы два 737 MAX разбились в октябре 2018-го и марте 2019 года. Эксплуатация 737 MAX была остановлена почти на два года. Это, конечно, сказалось на его поставках: Airbus A320neo получил фору. Но и 737 MAX тоже пользуется спросом. В семействе четыре модели разной длины, от 737-7 до 737-10.
В России Boeing 737 MAX 8 были только у авиакомпании S7, но она от них отказалась.
11. MD-80
Сделано: 1191
1981–1999 гг.
Появившийся в 1966 году DC-9 был создан по мотивам французской Caravelle и пользовался хорошим спросом: было выпущено 976 самолетов. В 1979 году взлетела модернизированная версия с новыми двигателями, авионикой и более длинным фюзеляжем. В 1967 году Douglas слился с компанией McDonell, поэтому новое поколение получило обозначение MD-80 (число взяли от прежнего предполагаемого названия этой версии — DC-9-80).
Семейство включало два варианта фюзеляжа (короткий MD-87 и более длинные MD-80/81/82/83/88).
Дальнейшим развитием стало семейство MD-90, но оно оказалось не очень успешным: продали всего 116 штук. После поглощения McDonell Douglas компанией Boeing из него сделали Boeing 717, их выпустили 155.
В России ни MD-80, ни его преемников не эксплуатировали. Хотя именно на этом типе выполняли рейсы в Москву в 80-е и 90-е годы многие европейские авиакомпании: он летал в SAS, Finnair, Austrian, Swissair, Alitalia.
12. Boeing 737-100/200 Original
Сделано: 1144
1967–1988 гг.
Для новой самой маленькой своей модели Boeing использовал фюзеляж Boeing 707, но его укоротили и опустили пониже, чтобы упростить обслуживание в аэропортах. Из-за этого двигатели пришлось крепить прямо к крылу, и первое поколение 737 получило характерный вид с длинными мотогондолами. Короткая модель 737-100 спросом не пользовалась: было сделано всего 30 штук, из них 22 — Lufthansa. Причем они были оборудованы складными трапами под передней дверью и встроенным в заднюю.
Зато удлиненная 737-200 (до 136 мест) пользовалась хорошим спросом, ее заказывали даже после начала выпуска следующего поколения.
В России 737-200 был у «Трансаэро» и «Сахалинских авиатрасс».
14. Boeing 787
Сделано: 1072
2009 г. — настоящее время
Задуманный как преемник Boeing 767, 787 имел более широкий салон и большую вместимость. Более 50 процентов его конструкции по массе — из углепластика. К началу XXI века стоимость этого композита снизилась достаточно для того, чтобы его применение окупилось. Пассажирам также понравился просторный салон, большие иллюминаторы с электрохромным затемнением и совершенная система вентиляции. В семейство входит три модели разной длины: 787-8, 787-9 и 787-10.
Заказать Boeing 787 планировали «Аэрофлот», S7 и «Трансаэро», но «Аэрофлот» в итоге предпочел Airbus A350, S7 отказалась от широкофюзеляжных типов вообще, а «Трансаэро» обанкротилась.
15. Ту-154
Сделано: 1026
1968–2013 гг.
Самый популярный магистральный авиалайнер в советском «Аэрофлоте». Выпускался в нескольких версиях, различавшихся конструкцией. Практически все первые 120 Ту-154 и Ту-154А в конце 70-х были переделаны в Ту-154Б с заменой крыла, которое оказалось недостаточно долговечным — к счастью, это обнаружили вовремя. В 1982 году появилась модификация Ту-154М с новыми двигателями, которые обеспечили снижение шума и расхода топлива.
Ту-154 летал во многих авиапредприятиях России, государствах СНГ и бывших соцстранах. В 2008–2013 годах выведен из флота основных авиакомпаний РФ. Последний регулярный рейс Ту-154 совершил в октябре 2020 года. Сейчас на Ту-154 летают только служебные пассажиры.
16. Як-40
Сделано: 1012
1966–1981 гг.
Редкий пример реактивного лайнера для местных авиалиний, в Америке и Европе такие самолеты обычно используются как бизнес-джеты. Впрочем, Як-40 существовал и в виде «салона», административного самолета, который использовали предприятия, министры или руководители государств.
Для возможности взлета с коротких полос и горных аэродромов Як-40 получил довольно мощные двигатели и прозвище «пожиратель керосина».
Редкий пример экспорта советской авиатехники в капиталистические страны: несколько Як-40 эксплуатировались в Италии, Греции и ФРГ.
В России на Як-40 выполняет рейсы Вологодское авиапредприятие, а также он используется на Камчатке.