«Нива» обросла массой историй, и немудрено: она стоит на производстве с 1977 года практически без изменений. Не знаем точно, но это похоже на мировой рекорд. Временами старушка попадает во всякие иностранные рейтинги самых крепких автомобилей (мы тоже такой делали, вот он: «Самые неубиваемые автомобили»). Это, конечно, недоразумение. Ресурс у нее небольшой, а кузов несущий, поэтому классическая трагедия на бездорожье — отрыв задней части «Нивы» от остального кузова вследствие сильного рывка тросом.
Однако при бережной эксплуатации «Нива» может долго служить верой и правдой. Она, правда, печальна в плане эргономики и динамики, но к этому привыкаешь. Зато проходимость у нее фантастическая. Как, впрочем, и биография. Мы уже писали о ней: «9 фактов о „Ниве“, лучшем автомобиле СССР», но про такую модель в одной статье не расскажешь.
Инициатива сверху
Разрабатывать ВАЗ-2121 «Нива» начали в 1970 году, по рекомендациям сверху. Алексей Николаевич Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР, попросил тольяттинских конструкторов сделать автомобиль для села. Как «Жигули», но с полным приводом. Сначала так и хотели поступить — просто доработать классику, увеличить клиренс и сделать полный привод, — но потом все же решили создать оригинальную конструкцию.
Первая в своем роде
Сейчас многие забыли о том, что «Нива» стала первым в мире внедорожником с несущим кузовом. Комфортабельные «проходимцы» делали и до нее — Range Rover, Jeep Wagoneer, — но первые поколения этих автомобилей имели раму. Так что именно наша «Нива» — основоположник и первопроходец.
Технологичность — от бедности
Постоянный полный привод «Нива» получила не от любви конструкторов к красивым решениям, а чтобы снизить нагрузку на задний мост с дифференциалом от «классики»: ведущие колеса создают меньшее сопротивление качению, да и крутящий момент делится пополам между осями.
Привод — любой!
Опытные образцы «Нивы» имели уникальную раздаточную коробку. Можно было ездить с постоянным полным приводом, только передним или только задним. Увы, запускать в серию такое решение было слишком дорого.
Румынский FIAT
Пока разрабатывали несущий кузов, решения по компоновке и трансмиссии обкатывали на рамном прототипе «Э2121» по прозвищу «крокодил». Машина была угловатая, несуразная и внешне с будущей «Нивой» имела мало общего. На нее присобачили логотип со словом Formica и во время ходовых испытаний говорили интересующимся, что это такой румынский «Фиат».
Новый ГОСТ для небывалой машины
Для испытаний готовой «Нивы» пришлось разработать новый ГОСТ (государственный стандарт). До нее существовал регламент для испытаний вездеходов, регламент для испытаний легковых автомобилей, но такая универсальная машина, как ВАЗ-2121 «Нива», требовала нового, гибридного подхода.
Лучше, чем УАЗ и Land Rover
При испытаниях «Нивы» на Дмитровском полигоне для сравнения задействовали УАЗ-496Б, Range Rover и Land Rover 88. За счет геометрических параметров и малой массы новый внедорожник превосходил их везде, кроме затяжных участков тяжелого бездорожья. Тогда же стал понятен способ прохождения сложных мест на «Ниве» — ходом, с разгона. Именно так «нивоводы» поступают и в наши дни.
«Этой „Ладе“ нет равных»
Значительная часть «Нив» шла из СССР на экспорт. Если в СССР «Нива» стоила 9000 рублей, то в Германии советский вседорожник продавали за 22 тысячи дойчмарок. Впрочем, экспортные варианты часто дорабатывали дилеры — ставили лебедки, кенгурятники, удобные сиденья и многое другое. И все равно получалось сравнительно недорого с учетом выдающейся проходимости.
Завод не успевал удовлетворять зарубежный спрос, в той же Германии на «Ниву» была очередь. В 1978 году австрийский журнал Austromotor писал: «То, что этой „Ладе“ нет равных, показывает: русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу». В начале 80-х в Австрии 90% парка внедорожников приходилось на «Ниву». А еще она была невероятно популярна в странах Южной Америки, богатых бездорожьем.
Как ненадежное сделать надежным
Зарубежные владельцы «Нив» были (да и остаются) довольны не только проходимостью, но и надежностью. И дело не только в экспортной сборке, но и в подходе к обслуживанию. Визиты на сервис по регламенту (а не самостоятельная замена масла в гараже), диагностика и замена неисправных деталей до того, как они развалятся, творят чудеса. Тем более что стоят запчасти недорого.
Потерянное будущее
Как видишь, у «Нивы» были все шансы стать родоначальницей славной плеяды внедорожников марки Lada. Но в маркетинге советские управленцы были несильны. Chevrolet Niva и нынешняя Lada Niva Travel не в счет — современного потребителя трудно соблазнить автомобилями со средней проходимостью и эргономикой и разгоном до сотни за 19 секунд. А вот классической «Ниве» за ее проходимость до сих прощают многое.
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru, Nikolay Denisov / Alamy Stock Photo, РИА Новости