Мы верим: автомобили не превратятся в подобие кухонных комбайнов, стройными рядами стоящих на полках магазинов, пока существуют события вроде Фестиваля скорости в Гудвуде или Конкурса элегантности, который каждую весну с 1929 года проводится на вилле д’Эсте в Италии, на озере Комо.
Это не аукцион, не автосалон и не ярмарка тщеславия. Ну хорошо, немного ярмарка тщеславия. Главное, что автомобилям здесь отдают должное как произведениям искусства. И презентовать здесь (или на аналогичном конкурсе в американском Пеббл-Бич), на фоне подлинных автомобильных жемчужин всех времен, новую модель или концепт-кар — большая смелость. Именно поэтому Concorso d’Eleganza становится премьерной площадкой только для выдающихся машин. Из недавнего стоит вспомнить BMW Gran Lusso Coupe, Mercedes-Maybach Vision 6 или Cadillac Escala.
В этом году премьерой отметился не кто-нибудь, а Rolls-Royce. Наслаждайся новым произведением английских мастеров на фотографиях: шанса увидеть необычное купе Swetpail, скорее всего, больше не будет. Его не пустят в серию и не станут даже возить по выставкам. Созданный в единственном экземпляре автомобиль отправится в частную коллекцию заказчика, имя которого не разглашают.
Sweptail, чей кузов лишь отдаленно напоминает купе, построен на базе Rolls-Royce Phantom Coupe. Производство семейства Phantom уже прекращено, а премьера восьмого поколения ожидается не раньше осени.
Заказчик пожелал иметь уникальный двухместный гран-турер со стеклянной крышей, а вдохновляли его яхты и штучные «Роллс-Ройсы» золотой эры индивидуальных автомобилей, которая пришлась на конец 1920-х годов. И, судя по всему, несколько таких машин есть в коллекции этого неназванного энтузиаста, к которому мы все больше проникаемся любопытством и завистью.
В первой половине XX века люксовые автомобили были куда более индивидуальными, чем сегодня. Да, в мире машин Rolls-Royce остается индпошивом, но раньше индивидуализация понималась совершенно по-другому. Заказав у фирмы шасси и агрегаты, клиент отправлялся в кузовное ателье, чтобы получить уникальный кузов по своим предпочтениям.
И все это отнюдь не напоминало сегодняшний бесконечный фестиваль цыганских автомобильных ремесел, ведь репутация мастерских, которые назывались coachbuilders, была безупречна, как и вкус их художников. Даже сейчас эти имена звучат гордо: Freestone and Webb, Mulliner Park Ward, Thrupp & Maberly, Vanden Plas, James Young…
Главный дизайнер Rolls-Royce Джайлс Тейлор даже называет несколько моделей, в которых черпали вдохновение при создании Sweptail. Чтобы не ослепить тебя красотой, покажем только одну. Это Phantom I Round Door от ателье Jonckheere. Он построен на шасси 1925 года предположительно в начале 1930-х годов.
Свою историю многие «коучбилдеры» начали с производства карет еще до изобретения автомобиля. И, что более удивительно, некоторые из этих предприятий в том или ином виде существуют до сих пор.
Еще недавно казалось, что времена автомобильного от-кутюр ушли навсегда в силу чрезвычайной технической сложности современных машин и окончательной победы несущих кузовов над рамными конструкциями.
Но сегодня производство экипажей «по меркам заказчика» как никогда близко к возрождению. Спрос на штучную роскошь только растет, цена вопроса для клиентов имеет не большее значение, чем цифры в прописи первоклассника, а технологии разработки и прототипирования выводят возможности производства на новый уровень.
Rolls-Royce Sweptail сделан с безупречным качеством, которого сегодня скорее ждешь от конвейерного изделия с автоматизированными процессами. В автомобиле всего два места, и при этом он крупнее исходного купе Phantom, длина которого и так превышала 5,6 м. Трудно поверить, но огромная радиаторная решетка отфрезерована из единой алюминиевой заготовки, а потом отполирована до зеркального блеска. Даже цифры номерного знака нанесены прямо на кузов, а не закреплены в виде привычной металлической таблички.
Отделка черным деревом и матовой древесиной палдао (вот еще одно умное слово в твою копилку) выполнена явно в морском стиле. Есть и еще одно менее заметное сходство с яхтами. Если ты внимательно присмотришься к задним и передним крыльям, то обнаружишь, что внизу они заканчиваются… Они не заканчиваются! Крылья уходят прямо под днище автомобиля, как корпус яхты под воду.
Зададим наконец самый неуместный и прозаический вопрос. Сколько, черт возьми, стоит этот Аполлон Микеланджело на колесах?!
Этого никто не скажет, посему эксперты и причисляющие себя к таковым вынуждены гадать. Чаще всего называется порядок десяти миллионов евро. Примерно во столько же обходятся редчайшие аукционные олдтаймеры в идеальном состоянии или небольшие поместья в уютных уголках Европы — это у кого какие мерки. Уверяем тебя, помимо денег таинственному заказчику пришлось запастись терпением. Стоящие вещи не делаются за полгода.