Мы, конечно, помнили, что Renault Duster — честный автомобиль, отрабатывающий каждую вложенную копейку. Покатушки в Подмосковье этот тезис полностью подтверждали. Но экспедиция вокруг озера Иссык-Куль внесла в наши представления свои коррективы.
Объехать вокруг Иссык-Куля — не то чтобы великое приключение, ведь вокруг озера асфальтовые дороги проложены. Однако экстрима можно добрать, зарулив на отроги Тянь-Шаня, поднимаясь на перевалы, пересекая горные степи и переезжая вброд быстрые ручьи, что мы, собственно, и сделали.
Дороги в Киргизии разные, в том числе похожие на голландский сыр, но местные как-то справляются с ними, передвигаясь на винтажных европейских легковушках. Очень много Audi 100 и 80, VW Passat B3 и B2, Mercedes-Benz 124 и 123. Японцев меньше, в основном праворульные. «Нивы», конечно, в больших количествах. Много старых грузовиков ЗиЛ, попадаются автобусы КАвЗ. У дороги продают уголь россыпью — вместо дров. Однако домики аккуратные, даже если выглядят скромно. Нет покосившихся заборов, проваленных крыш. Практически в каждом селении стоит мечеть, что не мешает отдельным представителям местного населения злоупотреблять алкоголем. Ну и вывески на русском — это второй государственный язык, и им владеет большинство местных жителей. В общем, полно напоминаний о том, что не так давно у нас с киргизами был общий путь.
Renault Duster в Киргизии скорее редкость, особенно нового поколения. Так что наша колонна вызывала интерес, местами даже восторг. Ну а мы неожиданно для себя обнаружили, что Duster не просто кроссовер с конкретным внедорожным потенциалом, но и обладатель скрытых достоинств.
По поводу обновленных внешности и интерьера Duster и до нас написано немало. Скажем лишь, что теперь это вполне себе дизайн. Первое поколение все-таки было рассчитано на аскетов, сфокусированных на сути вещей и презирающих их форму. А сейчас без претензий, но достойно. Особенно внутри. Передние кресла стали ощутимо удобнее, шумоизоляцию явно улучшили. Да, сзади просторнее не стало, и отделка по-прежнему недорогая. Но зато появилась такая опция, как подогрев задних сидений. И 5 USB-разъемов. И 8-дюймовый дисплей на центральной консоли. В общем, нормально, уже можно жить.
Собственно, открытий нас ждало два. Первое — турбомотор ТСе150 с шестиступенчатой МКП. Это новое сочетание, да и с самим двигателем мы раньше как-то не были знакомы. Ну правда, что это — 1.3 c турбиной? Очередная уступка европейскому экологическому тоталитаризму. А мотор оказался — огонь. На «ручке» — вообще кайф. Без всяких оговорок типа «за эти деньги». Он тянет прямо сразу, с самых низов и до упора. Начать разгон на пятой передаче, с тысячи оборотов, при движении в гору — легко! Переключаться в режиме вторая-четвертая-шестая — запросто. Ползти по бездорожью на первой передаче, как будто на пониженном ряду — без проблем. Да, трогаться на асфальте удобнее со второй. Но это не требует каких-то навыков, предварительного выкручивания движка. Нет, очень органично, плавно начинаешь движение. А первая передача в основном для офф-роуда. К слову, мотор обозначен как ТСе150, поскольку сил в нем 150. А крутящего момента аж 250 Нм — больше, чем у 1.5 литрового турбодизеля, который тоже ставят на Duster. Дизель, к слову, достойный, но ТСе150 универсальнее. И на бездорожье хорош, и при обгонах на трассе. А расход у него смешной: на трассе получается в пределах 7 л на 100 км, а на грунте, с принудительно подключенным полным приводом, — в пределах 8-9 л. Последние цифры очень приблизительные и зависят от ситуации, но целом так.
Второй классный момент — неожиданно спортивные настройки ходовой. Да, кроме шуток. На дорогах общего пользования это прочувствовать невозможно — ну, едет и едет, все нормально, вопросов нет. Хотя на разбитом асфальте Duster в поворотах ведет себя очень достойно — заднюю ось не переставляет, колеса идут как по рельсам. А вот на пыльных грунтовках машина едет как на ралли. Подтыкаешь перед виражом передачу пониже, поворачиваешь руль, добавляешь газа — и заднюю ось аккуратно, но ощутимо заносит. Допустим, практической пользы от этого никакой. Но весело, потому что контролируемо. Во многом благодаря правильной антипробуксовочной системе, которая не душит мотор почем зря.
И на бездорожье электроника тоже работает очень корректно. К тому же при включенном полном приводе реакция на педаль газа становится более плавной, чтобы можно было точнее дозировать подачу топлива.
А на разбитом асфальте потрясающе работает подвеска. Хотите верьте, хотите нет, но чувствуется старая европейская школа. Не слишком мягко, не слишком жестко, без пробоев, не вытрясая душу из пассажира. Очень правильно все настроено.
Из минусов. Головной свет можно было уже вывести на новый уровень. Когда ночью навигатор вытащил нас на ремонтируемую дорогу, открытую для движения, но лишенную разметки, как-то сразу захотелось большей ясности. И еще одно: окружение переднего пассажира. Если вы крупный мужчина, велика вероятность, что левое колено будет контактировать с жестким пластиком центральной консоли, а правое — с дверной ручкой. Так что, если вы такой большой дядя, сидите уже за рулем.
Ну и про Киргизию. Если коротко, то надо ехать. Иссык-Куль голубой, Тянь-Шань разноцветный, форель из местных хозяйств нежнейшая, манты такие, что под них ведро можно выпить — зеленого чаю, например. Но нужно брать кроссовер напрокат, однозначно. Экономичный — бензин чуть дороже, чем у нас, — но с прочной подвеской и высокой проходимостью, чтобы не ограничивать себя асфальтом. Новый Renault Duster подходит однозначно.
Фото: Renault Russia (Кирилл Кейлин) и maximonline.ru