Сегодня ее официально называют бездушной аббревиатурой СГР, то есть «старый грузовой ряд». Как можно было дать такое отвратительное имя такому душевному автомобилю, как ульяновская «буханка»? Еще удивительнее, что сегодня УАЗ серийно выпускает и продает автомобиль, который создавали еще в 50-х годах прошлого века!
Дизайнерская вещь
По сути, фургон УАЗ-450 — это первая самостоятельная разработка Ульяновского автозавода. Заказ на санитарный и штабной фургон пришел прямиком из Министерства обороны в середине 50-х. При этом к новой разработке на УАЗе подошли весьма творчески. Дизайнер НАМИ, а вернее, как тогда говорили, художник-конструктор Владимир Арянов в 1955-м представил эскиз будущего «бусика».
Совершенно очаровательная машинка получилась! С одушевленной физиономией, огромной буквой У на решетке радиатора и стильными деталями вроде скругляющейся линии крыши.
Эскиз Арямова воплотили в полноразмерный прототип практически без изменений. И для своего времени это была интересная машина — как концептуально (бескапотные полноприводные микроавтобусы в мире были наперечет), так и по дизайну. Оцени выштамповку под номерной знак и стильную заднюю оптику от «Победы». Кто скажет, что в СССР не было классного дизайна?
Резолюция: «Отказать!»
Вот только заказчики из Минобороны на красоты не возбудились, приказав сделать облик будущей «буханки» более простым и незатейливым. На следующих версиях все нарядности фургона исчезли: и стильная решетка радиатора, и скругление крыши, и «победовская» оптика. Все стало квадратиш-практиш с дополнением в виде кругляшей фар и ровной линии крыши. Обрати внимание, кстати, что боковые двери на этом прототипе открываются против хода движения.
«Головастик», брат «буханки»
На базе фургона, получившего индекс УАЗ-450 и прозвище «буханка», построили и микрогрузовичок УАЗ-451. Ему по вполне понятным причинам подошло другое имя — «головастик». Кстати, на этом конкретном «головастике» (опять же с неправильным открыванием дверей) еще видны отблески дизайнерского подхода — например, двухцветная окраска. Зато лобовое стекло секционное, боковые стекла не опускаются вниз, а сдвигаются в стороны.
Строгая реальность
В таком виде семейка «буханки» и «головастика» и пошла в серию. Разве что в Ульяновске окончательно определились со стороной открывания дверей, а секционный лобовик заменили полноразмерным. Технически же УАЗ-450 и его родственники представляли собой рамное шасси с агрегатами ГАЗ-69 — 2,1-литровый (позже 2,4-литровый) нижнеклапанный бензиновый мотор мощностью аж 52 л.с., трехступенчатая механика и понижайка с полным приводом.
Снежные забавы
Несмотря на полный привод, попытки повысить внедорожные возможности «буханки» и «головастика» предпринимались неоднократно. Вот опытный НАМИ-С4 с гусеничным движителем вместо ведущего моста. Кстати, передние колеса при необходимости легко заменялись поворотными лыжами.
А вот еще один покоритель снежных равнин — УАЗ-451С — экспериментальный снегоход со съемными лыжами и резинометаллическими гусеницами. В серию, впрочем, не пошел ни один из снеговиков.
Экспортные попытки
В Ульяновске даже предпринимали попытки предложить свою полноприводную модель иностранным покупателям. В теории фургоны и бортовые грузовички со всеми ведущими должны были пользоваться спросом, по крайней мере в скандинавских странах. Но поставки за рубеж если и были, то носили единичный характер. Даже окрашенный в нежно-голубой цвет «головастик» остается прежде всего «головастиком».
Труженик всего
Впрочем, работы «буханке» и «головастику» хватало и дома. На селе и в глубинке это был главный автомобиль Советского Союза. Трудяга УАЗ впахивал и «скорой помощью», и вахтовым автомобилем, и мебельным фургоном и даже передвижной библиотекой. Но были у него и совсем экзотические профессии. Например, авиапогрузчик для мешков с почтой…
…или совсем уж диковинная установка УВЗ-2, которая применялась для воздушного запуска авиадвигателей. Вот уж действительно удивительная хреновина!
Что они там курили?
И все-таки больше всего удивляют проекты, которые не пошли в серийное производство. Что скажешь, например, о седельном тягаче, а вернее, седельном тягачике, сделанном из «головастика»? Полноприводной УАЗ-452П и полуприцеп УАЗ-752 составили просто сладкую парочку в плане эстетики. А вот практические смыслы такой конструкции кажутся сомнительными. После полугода испытаний госкомиссия тоже не смогла ответить на этот вопрос. В итоге — отказ.
Почти столь же сильно впечатляет и прототип шестиколесной «буханки» УАЗ-452К (здесь к месту приставка «Гранд» или лучше «Царь») с удлиненной базой. Салон был рассчитан на 16 пассажиров, а ведущими были колеса двух задних осей. Интересная и не лишенная изящества конструкция также в итоге осталась лишь проектом.
Про «буханку» ты все знаешь, конечно, а в курсе ли ты других прозвищ советских автомобилей? Сможешь назвать хотя бы 18?
Зато к разработке собственного электромобиля в Ульяновске подходили, как штангист к снаряду, не один, не два, а минимум три раза. Опытный электрофургон на базе УАЗ-451М какое-то время даже работал на одной московской автобазе. Но даже его более поздняя версия УАЗ-3801 отличалась крайне ограниченным запасом хода — всего 70-80 км. Так что все было зря.