Мы все привыкли к системе GPS, даже слишком. А еще раньше привыкли спрашивать дорогу у бабок, которые торгуют у обочины самоварами. И даже не подозреваем о том, что у наших предков были креативные пути решения проблем поиска пути.
Первые карты-рулоны были представлены публике в 1893 году на Международной ярмарке в Чикаго. Презентация была приурочена к юбилею прибытия Колумба на берега Америки. Артель Columbian Novelty Company изготовила красочную дорожную карту Чикаго со списком отелей, театров и станций железной дороги. Она была двусторонней, размером с журнальную страницу, разворачивалась и сворачивалась нажатием кнопки.
Конечно это еще не навигатор в полном смысле, просто карта. Зато четко заточенная под нужды путешественников. Позднее появились модели, встроенные в зонтик.
Для крепления таких рулонных карт в автомобиле предлагались особые держатели. Перед тобой реклама американского изобретения The Baldwin Auto Guide, 1909 год. Устройство фиксировало довольно крупную карту у руля и даже подсвечивало ее в темноте при помощи батарейки в комплекте.
А вот так смотрелись миниатюрные прадедушки современных навигаторов. Дорожная карта Plus Fours Routefinder напечатана в 1920-х годах в Англии. Ее можно было носить на руке, как умные часы. Съемный рулончик пролистывался по дороге, тем самым реализуя главную функцию любого навигатора — определение местонахождения и протяженности пути. Мы бы и сейчас подобное носить не постеснялись!
Карта содержала все базовые дорожные ориентиры и обозначения. Формально говоря, оставалось придумать совсем немного — как заставить всю эту крутилку срабатывать автоматически, по ходу машины.
В начале 30-х годов итальянская контора Touring Club Italiano совершила технологический прорыв. Устройство сохранило общие черты The Baldwin Auto Guide, да только с важным апгрейдом. Оно подключалось к спидометру! Водителю оставалось лишь менять рулон, все остальное отдавалось на попечение автоматике.
Так что кроме таких обязательных вещей, как трассы, мосты и заправки, гаджет Touring Club Italiano указывал и местонахождение машины.
Вряд ли позиционирование было точным, иначе бы эти навигаторы заполонили весь мир, а такого не случилось. Тем не менее ход мысли у изобретателей был абсолютно верный. Недооцениваем мы наших предков, недооцениваем!
До появления GPS создание систем точного позиционирования было архисложной задачей даже для военных. Посмотри, как дико выглядел гироскоп баллистической ракеты.