Советские граждане скажут, что хоть в булочную на такси и правда не ездили, но все же оно оставалось неотъемлемой частью жизни в стране. После революции услуги такси действительно считались роскошью, а при Сталине поездки на таксомоторах называли буржуазными замашками.
Но и позже такси были доступно отнюдь не для всех. Собственно, поэтому меткое выражение из кинокомедии «Бриллиантовая рука» и стало крылатым. Удовольствие было и впрямь не из дешевых — согласно прейскуранту единых тарифов на перевозку пассажиров автотранспортом, который регламентировал единые цены на такси по всей территории РСФСР, стоимость посадки в машину составляла 10 копеек и еще 10 копеек стоил каждый километр пути — по счетчику.
В апреле 1977 года такси подорожало аж в два раза — километр стал стоить 20 копеек. По данным Госкомстата, средняя зарплата в СССР в 1977 году составляла 155 рублей в месяц, так что километр пути обходился советскому гражданину в 0,13% от получки. И это при условии, что таксист не окажется жуликом — а у них в арсенале было немало трюков для того, чтобы обхитрить доверчивого пассажира.
Например, иногда шофер не выключал счетчик после предыдущей поездки в надежде, что пассажир этого не заметит, закрывал зеленый фонарик перчаткой и даже конструировал хитроумные механические приспособления, позволявшие обмануть счетчик. Была такая штука, которую называли вожжи, или просто оттяжка — она выводила из зацепления тросик, идущий от трансмиссии к счетчику, чтобы таким образом кататься «мимо счетчика». (О самых бессовестных трюках читайте в статье «Почему таксисты в аэропортах всех бесят»)
А что происходит со стоимостью такси сегодня? По данным Росстата, средняя зарплата в РФ на марте 2024 года составляет 78,4 тысячи рублей, а километр поездки на такси, в зависимости от класса, обойдется в 13 рублей — или всего 0,02% от месячной получки. Так что да — в целом такси стало гораздо доступнее.
По крайней мере, если судить по официальной статистике. Но таксомоторные перевозки в последние пару лет продолжают неудержимо дорожать — это связано не только с инфляцией, но и с ростом цен на автомобили и даже их дефицитом. Сюда же относятся и проблемы с наличием и стоимостью импортных запасных частей, а также дорожающее топливо и страховка.