Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

Что нужно делать на скользкой трассе, чтобы не угодить в ледовое побоище.

14 ноября 2019Обсудить

Пока одни спешно переобуваются и ползут с черепашьей скоростью, другие выжимают максимум из зимы и из своих байков и тачек. Вот что нам рассказали о правилах езды по скользкой дорожке Аркадий Цареградцев и Георгий Блинов — герои проекта «Байкал: моторы и лед» на Discovery Channel, участники и организаторы первого в истории авто- и мотофестиваля скорости на льду «Байкальская миля».

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

На чем разгоняться

Разогнаться теоретически можно хоть на самокате, но в околопрофессиональной тусовке котируются все-таки мотоциклы и автомобили. Байки, исторически не слишком предназначенные для гонок по льду, сделают заезд более рискованным и опасным, но в то же время адреналиновым и технически сложным, поэтому тут скорее вопрос приоритетов.

Если безопасность важнее, то стоит выбрать автомобиль: у него больше точек опоры, соответственно, и устойчивость выше. Интереснее всего на льду управлять заднеприводным автомобилем, поскольку именно он дает возможность контролируемого заноса, — как раз с такой компоновкой и проводятся соревнования по зимнему дрифту.

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

«В целом подойдет любая заднеприводная машина, способная хоть немного передвигаться самостоятельно. Хватит и 50 „лошадей“, поскольку принцип „больше мощности — больше фана“ тут не работает: на малой мощности будет столько же кайфа от управления, как и на мощной машине при летнем дрифте. Нет смысла для зимнего дрифта готовить сверхмощный автомобиль. При этом популярное мнение, будто универсалы лучше управляются на льду, чем седаны и купе, — миф. Они ничем не превосходят в этом плане другие типы кузовов», — поясняет Аркадий Цареградцев, вице-чемпион мира по дрифту, организатор соревнований по зимнему дрифту на льду.

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

Что касается мотоциклов, то здесь все зависит от поставленных целей и задач.

«Для рекордов скорости, то есть езды по прямой, лучше всего подойдет спортивный или спортивно-туристический байк. У них хорошие аэродинамика, энерговооруженность и жесткость ходовой части. Для езды по зимним кольцевым трассам, проложенным по замерзшему водоему, стоит выбрать кроссовый мотоцикл», — говорит Георгий Блинов, пилот команды FCM Racing Team, рекордсмен Фестиваля скорости на льду «Байкальская миля — 2019».

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

Если предстоит путешествовать по льду, просто передвигаться или ездить с пассажиром, то оптимальным вариантом станет мотоцикл с коляской: он гораздо более устойчивый. «Но коляска при ускорении и торможении создает момент инерции, разворачивающий мотоцикл. Это всегда надо держать в уме и следить, чтобы при езде по дорогам общего пользования зимой всегда был тормоз на колесе коляски», — добавляет Георгий Блинов.

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

Как прокачаться для езды по льду

То, что нужно сказать для очистки совести: если нет опыта, любые работы с техникой надо доверить профессионалам. Теперь, когда формальности соблюдены, разбираемся: перекраивать придется много чего, начиная с органов управления и заканчивая тепловым режимом работы двигателя.

Также стоит уделить внимание защите узлов мотоцикла, расположенных в плоскости вращения колес, поскольку выпавшие шипы могут повредить радиатор и другие элементы.

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

Понятно, что один из самых главных факторов в зимней езде — это резина. Чтобы переобуть на зиму мотоцикл, надо будет постараться, поскольку на рынке не так много вариантов. Возможно, придется заняться кастомайзингом.

Георгий Блинов: «Для кроссовых мотоциклов можно либо купить уже шипованную резину, либо зашиповать обычные покрышки. В продаже есть и готовые шипы, и несколько видов самодельной ошиповки. Для заездов на максимальную скорость необходимы дорожные покрышки с высоким индексом скорости, а также максимально легкие шипы, изготовленные на заказ. Главная проблема ошиповки при заездах на максимальную скорость — дополнительная динамическая нагрузка на корд покрышки, возникающая на большой частоте вращения колеса. Ситуация усугубляется повреждением корда покрышки при установке шипов сквозь корд. Еще могут быть проблемы недостаточного сцепления с ледяной поверхностью при коротком и частом шипе или повышенного сопротивления качению при редком высоком шипе».

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

Поэтому при подготовке колес необходимо учитывать все эти и другие нюансы: дополнительное усиление корда покрышки и защиту камер от повреждения шипами, а также защиту шипов при транспортировке мотоцикла до места проведения заездов. Для передвижения по дорогам общего пользования подойдут покрышки с автомобильными шипами, из более мягкого компаунда и со специальными ламелями.

Есть и зимние нешипованные шины для мотоциклов, но они рассчитаны на передвижение по дорогам общего пользования, то есть по асфальту. По льду мотоцикл без коляски без шипов передвигаться не способен.

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

С автомобилями можно не мудрить: на рынке много зарекомендовавших себя готовых решений от надежных производителей. Здесь скорее надо обращать внимание на давление в шинах.

Аркадий Цареградцев объясняет: «Ориентируемся по погоде: холоднее — накачиваем, теплее — спускаем. Основной плюс зимнего дрифта — шины не так быстро стираются, и на них можно смело катать весь сезон. Впрочем, можно дрифтить и на летней шине, вопрос только в скорости и безопасности. Чем лучше держак, тем веселее дрифт!» Профессионалы на зимних соревнованиях ездят на спортивных шипованных шинах, именно они позволяют добиваться хорошего держака и делать на трассе парный дрифт.

Особенности ледовой техники

Начинать ездить по льду стоит с минимальной и безопасной для водителя и его понимания скорости и увеличивать ее, как только стало не так страшно. Для отработки поворотов на льду полезно потренировать упражнение «восьмерка». После того как перекладка освоена, водитель научился чувствовать машину в заносе, можно приступать к прохождению поворотов.

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

Аркадий Цареградцев: «Техника дрифта на льду вообще ничем не отличается от езды на асфальте, разве что все происходит значительно медленнее из-за слабого сцепления автомобиля с поверхностью. И пока ты едешь, успеваешь обо всем подумать, понять, почему и как тебя развернуло, а вот на асфальте все происходит молниеносно. Поэтому и рекомендуют начинать учиться дрифту либо на льду, либо на мокром асфальте, чтобы успевать фиксировать все ошибки».

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

Первый опыт лучше получать на какой-нибудь площадке, где нет препятствий, на которые внезапно можно налететь. Со временем станет понятно, как, куда и когда движется автомобиль на льду, и можно будет выйти из зоны комфорта. И самое главное, что должно сидеть в голове крепче самой прилипчивой песни: лед — неоднородная поверхность, потерять контроль над машиной или байком на скорости можно моментально, даже если ехать по прямой. Поэтому немного целебной паранойи не помешает: бдительность, постоянная бдительность!

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

О том, как с ледяными вызовами справляются профессионалы, рассказывает фильм «Байкал: моторы и лед». Он посвящен «Байкальской миле» — первому в России фестивалю скорости на льду, который прошел в марте 2019 года на замерзшем Байкале. Идея организации таких авто- и мотогонок принадлежит знаменитому кастомайзеру Сергею Мальцеву, который вдохновился участием в легендарных соревнованиях на соляном озере Бонневиль в США. Фильм прослеживает все этапы подготовки и проведения соревнований, а также рассказывает о сложностях, с которыми пришлось справляться в экстренном порядке: суровые погодные условия, непростая логистика, землетрясение, оставившее трещину прямо посреди гоночной трассы — все это ставило фестиваль под сомнение.

Как с форс-мажорами справлялись организаторы, какие мировые рекорды были поставлены на первом фестивале скорости на льду и как прокачать «Урал» для заезда по замершему озеру — смотри в проекте «Байкал: моторы и лед», который выйдет на Discovery Channel 18 ноября в 22.00 (мск).

Полегче на поворотах: как правильно ездить по льду

Для справки:

Аркадий Цареградцев — вице-чемпион мира по дрифту. Организатор соревнований по зимнему дрифту на льду;

Георгий Блинов — пилот команды FCM Racing Team. Рекордсмен Фестиваля скорости на льду «Байкальская миля — 2019».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения