Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Подводные перехватчики СССР: титановые субмарины проекта «Лира»

Советские субмарины проекта «Лира» демонстрировали удивительные качества. Ни до, ни после ничего подобного военные конструкторы не создавали.

5 ноября 202312
Подводные перехватчики СССР: титановые субмарины проекта «Лира»

Подводная лодка Б-123 проекта 705К, СP3 «Нерпа», 26 июля 2003 года

Источник:

war-book.ru

Представьте себе подводную лодку с неограниченным запасом хода, способную за минуту разгоняться до максимальной скорости в 41 узел (75,93 км/ч) и совершать разворот на 180о за 42 секунды. Выглядит невероятно? Но именно такими были атомные подводные лодки проекта «Лира» (он же 705 и 705К).

Строили эти лодки в разгар холодной войны для истребления вражеских ракетоносцев — как подводных, так и надводных. Первую заложили в 1968 году, а уже в 1970-м ее ввели в состав флота. А дальше было непросто, потому что уникальные характеристики подразумевали и весьма необычную конструкцию.

Подводные перехватчики СССР: титановые субмарины проекта «Лира»

Подводная лодка К-316 проекта 705К в цехе перед спуском на воду, 1974

Источник:

war-book.ru

Субмарина на быстрых нейтронах

В качестве силовой установки для проекта «Лира» выбрали реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим охлаждением. Таких реакторов в мире и сегодня по пальцам перечесть. Они на порядок эффективнее используют ядерное топливо (30% вместо 3%) и отличаются небольшими размерами. Но и конструктивно они сложнее, а в эксплуатации капризнее. Хотя, похоже, сегодня именно такой реактор применяют в крылатых ракетах «Буревестник».

Не станем утруждать вас описанием разницы между традиционным реактором на тепловых нейтронах и реактором на быстрых нейтронах. Однако скажем, что использование жидкого металла (натрия или смеси свинца с висмутом) в качестве теплоносителя имеет два больших плюса: реактор получается компактным, а давление в контуре охлаждения — низким. И буквально пару минусов. Во-первых, при использовании натрия есть опасность возгорания в случае протечки контура. Во-вторых, на стоянке надо поддерживать металл в расплавленном состоянии: у натрия температура плавления составляет 98 оС, у свинцово-висмутовой смеси — 123 оС.

Зато и возможностью разгоняться с места до 80 км/ч за минуту «Лиры» были обязаны именно реактору. Его мощность составляла 155 МВт, что после всех потерь на валу давало 40 000 л.с.
За относительно компактные для атомной подводной лодки (АПЛ) размеры также надо было благодарить реактор. Длина таких субмарин составляла 79,6 м, а максимальная ширина корпуса — 10 м. Кроме того, сам реактор на быстрых нейтронах весил на 300 т меньше обычного. Правда, вдобавок лодка получила еще и корпус из титана.

Подводные перехватчики СССР: титановые субмарины проекта «Лира»

Подводная лодка К-123 проекта 705К

Источник:

war-book.ru

Офицеры в титановом корпусе

Конструкция корпуса подлодки также была не вполне обычной. Внутри субмарина была разделена на шесть отсеков, причем весь экипаж размещался в одном из них, третьем, имевшем переборки сферической формы и выдерживавшем высокое давление.

Собрать всю команду в отсеке управления удалось благодаря автоматизации большинства систем лодки. Вначале планировали вообще обойтись командой из 12 человек, но потом все же расширили ее состав до 32 человек. Причем матрос был только один — кок, всех остальных подводников набирали из офицеров.

Хотя топлива в реакторе «Лиры» могло хватать на годы, срок автономного плавания составлял 50 суток. Он был ограничен запасом воздуха, воды и продовольствия. Кроме того, внутри субмарина была тесновата, так что долгие плавания проходили еще тяжелее, чем на обычных АПЛ. Хотя рассказывают, что моряки «Лиры» любили. И вот за что. На случай затопления эти лодки имели спасательную рубку, способную вместить весь экипаж и всплыть с предельной для лодки глубины в 400 м. Надо полагать, это сильно улучшало эмоциональный настрой личного состава.

Вооружили подводный перехватчик шестью пневмогидравлическими торпедными аппаратами калибра 533 мм. Они позволяли стрелять даже с предельной глубины. Боезапас состоял из 20 торпед САЭТ-60 или САТ-65. Кроме того, «Лира» могла нести 24 мины ПМР-1 и ПМР-2.

Подводные перехватчики СССР: титановые субмарины проекта «Лира»

Подводная лодка К-373 проекта 705К, 2006

Источник:

war-book.ru

Загубленный реактор

Строили первую «Лиру», получившую впоследствии индекс К-64, непросто. Ни варить титан, ни придавать деталям из него нужную форму на ленинградском заводе «Судомех» поначалу не умели. Помогал судостроителям в итоге академик Игорь Васильевич Горынин из ЦНИИ металлургии и сварки со своей командой.

Реактор нового типа мучительно выбирали из двух вариантов, остановившись в итоге на охлаждении свинцово-висмутовой смесью. Из-за этого пошли проблемы при испытаниях: с непривычки специалисты допускали падение температуры теплоносителя, свинцово-висмутовая смесь начинала застывать в трубопроводах, те лопались. Реактор на К-64 в конце концов вышел из строя из-за ошибки командования: лодке приказали выйти в море раньше, чем теплоноситель прогрелся до рабочей температуры. В итоге К-64 списали и распилили.

Списанные шедевры

Однако к этому моменту успели построить еще три «Лиры», и с ними как раз все было хорошо. Всего же таких лодок сделали семь и эксплуатировали на страх потенциальному противнику. Американцы же скоростную подлодку с аналогичным реактором смогли дать флоту только в 1995-м. Проект назывался Seawolf (SSN-21). Его, кстати, тоже прикрыли из-за сложностей с теплоносителем реактора.

Наши же «Лиры» к этому моменту, наоборот, списали — часть в 1990-м, часть в 1995-м. СССР закончился, поддерживать температуру теплоносителя в реакторах во время стоянки было накладно — ее, кстати, осуществляли за счет паропроводов. Да и противостояние с Западом закончилось. Как тогда казалось, навсегда.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения