По какой стороне дороги ездили в Древней Греции или Ассирии, неизвестно; доказательства левостороннего движения есть только для римлян. Около 1998 года была обнаружена римская каменоломня, в которой левая колея была разбита изрядно сильнее правой, а на одном из выпусков римского денария, датированного 50 годом до нашей эры и 50 годом нашей эры, изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне.
А вот после того, как люди перестали ездить по дорогам непременно с оружием, все постепенно стали переходить на правостороннее движение. Тут сказались и особенности управления лошадями, и тот факт, что большинство людей являются правшами. При разъезде на узкой дороге экипаж легче было направлять вправо, натягивая вожжи правой, более сильной рукой, придерживая лошадей.
В России же еще в Средние века правостороннее движение сложилось в общем-то стихийно. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». Ну а в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.
В Европе первым законом, регламентирующим сторону движения, был английский билль 1756 года, согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне, и точка. Спустя 20 лет в Англии был принят «Дорожный акт», который закрепил на всех дорогах страны левостороннее движение. У англичан, кстати, есть своя теория относительно левостороннего движения. С левой стороны было удобнее ехать во времена появления конных упряжек, где кучера сидели наверху. Когда кучер-правша погоняет лошадей, то кнут может случайно попасть по прохожим, которые ходят по тротуару. Чтобы избежать этого, экипажи ездили слева.
Многие историков почему-то рассматривают в качестве аргументов о разделении движения по сторонам только методы разъезда всадников, что не очень логично — хотя бы по причине, что ни в одной стране мира они не представляли собой большинство населения. Поэтому воины могли разъезжаться и по левой стороне, а обычные люди — по правой. Ведь так было удобнее. Правда, не всем.
Пешеходам с грузом привычнее было двигаться по правой стороне: на правое плечо они закидывали мешок, да и вьючное животное удобнее было держать правой рукой ближе к обочине. Ехать в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперед сиденьем кучера сподручнее справа, а в многоместном — слева. Ехать с форейтором (так называют кучера, управляющего упряжкой, сидя на одной из лошадей) удобнее по правой стороне: он всегда сидит на левой лошади, поскольку это позволяет управлять правой рукой и облегчает как посадку на коня, так и спешивание. Ведь на лошадь всегда садятся только с левой стороны.
Великобританию считают главным инициатором левостороннего движения. Внедрив его у себя, она повлияла на многие страны мира, среди которых было немало колоний и так или иначе зависимых территорий. В Японии левостороннее движение уходит корнями в древность, когда самураи скакали по гористой местности на лошадях с катанами на левом боку. Самураи носили мечи, цепляя их на пояс, из-за чего катаны выпирали примерно на полметра. Чтобы никого ненароком не разрубить, они от греха подальше выбирали левую сторону дороги. Так пострадать могли только зазевавшиеся пешеходы.
А вот правостороннее движение связывают с Францией и ее влиянием на многие другие государства. Изданный во времена Великой Французской революции 1789 года указ велел двигаться по правой стороне. А чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держаться правой стороны, чтобы всякий, кто встретит французскую армию, уступал ей дорогу. Хитро!