Цифры статистики немного отличаются в разных странах, но в среднем порядка 20% дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом происходят из-за усталости или переутомления, проще говоря, когда водитель засыпает за рулем. Пятая часть всех аварий — это довольно много, поэтому ученые из Мельбурнского королевского технологического института (RMIT) попытались разобраться, почему так клонит в сон водителя и его пассажиров.
Исследование
Многоосевой тренажер был установлен на платформе с гидравлическим управлением, которая могла вибрировать на разных частотах, так что респондентов прогнали через двойное тестирование: один раз с низкочастотными (4-7 Гц) вибрациями, которые присутствуют при езде в любом автомобиле, и один раз — без вибрации.
В ходе испытаний уже через 15 минут после начала езды добровольцы начали проявлять первые признаки сонливости. Через полчаса участников начинало не на шутку клонить в сон, для поддержания бдительности и когнитивных способностей им приходилось прикладывать существенные усилия. Своего пика сонливость достигала через час после старта, справиться с ней могли уже не все.
Уровень усталости ученые контролировали при помощи измерения пульса добровольцев. По мнению исследователей, низкочастотные вибрации и белый шум от работы механизмов машины и трения шин о дорожное полотно очень похожи на ощущения, которые испытывают младенцы в утробе матери, а потому автомобили нас в прямом смысле убаюкивают.
Проблема в том, что сонливость одинаково действует и на пассажиров, и на водителей, а это уже грозит смертельной опасностью. Зато это объясняет, почему маленькие дети так охотно засыпают в машине, но стоит только припарковаться — тут же просыпаются.
Австралийские ученые надеются, что их исследование подвигнет автопроизводителей хотя бы на разработку кресел, которые были бы полностью изолированы от вибраций. Вероятно, это помогло бы водителям эффективнее справляться с неуместной сонливостью. Более того, ученые отметили, что результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что вибрации на некоторых других частотах могут иметь противоположный эффект и помогать людям бодрствовать. Но это пока не точно, требуется более тщательное изучение.
Чтобы не стать жертвой сонливости за рулем, специалисты рекомендуют по возможности находиться под прямыми солнечными лучами во время поездки, бахнуть кофейку за 15-20 минут до старта и выпивать по стакану кофе каждые два часа, проведенные за рулем. Еще можно открывать окна, чтобы немного скрасить монотонность езды, ну и, конечно, время от времени делать остановки и выходить из машины размяться.