Все автомобильные заправочные станции довольно четко и однозначно просят клиентов глушить мотор во время заправки. Фанаты автоспорта относятся к этому весьма скептически, потому что регулярно видят, как механики заправляют гоночные болиды с работающим двигателем: тратить драгоценные секунды на его перезапуск никто не собирается.
Но все-таки это не то чтобы релевантное сравнение. Самый большой риск для гоночных автомобилей во время заправки — это попадание топлива на раскаленные детали вроде тормозных дисков или выхлопной системы. Для этого во время пит-стопа рядом с машиной дежурит специальный человек с огнетушителем.
Для автомобиля заправка топливного бака с работающим мотором ничего страшного не сулит — в машине ничего не сломается. Максимум, что может произойти, — в бортовом компьютере появится ошибка по топливной системе с кодом P0457, которая говорит лишь о падении давления. А вот для заправочной станции — сплошные риски.
О состоянии вашего автомобиля им ничего не известно — есть ли у вас, скажем, нештатные световые приборы, на которых перетерлась изоляция, или, может, у вас установлена тюнинговая выхлопная система, которая выступает за пределы заднего бампера. Когда зажигание выключено, по крайней мере по проводам (возможно, оголенным) не течет ток, а горячие детали имеют возможность остыть.
Короче, если у вас есть заправка, то наверняка вы попытаетесь свести к минимуму любую возможность возгорания, какой бы маловероятной она ни была. Вы же помните, что под бензоколонками находятся гигантские резервуары с топливом? Никто не хочет взлететь на воздух из-за какой-нибудь нелепой случайности.
И вообще, любителей заправляться с работающим двигателем не смущает, что в это время топливо сжигается без необходимости? Кому и что они пытаются в этот момент доказать?
Найти хоть какой-то смысл в заправке с заведенным мотором можно, только если у вас есть неиллюзорный шанс больше не запустить его (например, из-за технической неисправности) либо если на улице адски холодно, а в машине дети или домашние животные. Это хотя бы звучит разумно. Но в остальных случаях вы просто подвергаете бессмысленному риску и себя, и окружающих.
С этим разобрались. А как насчет сотового телефона? Зачем его выключать? Ведь едва ли кто-то собирается брызгать на смартфон бензином, верно? Ну и вряд ли из него вдруг посыплются искры… Тем не менее в руководстве по эксплуатации к сотовому телефону вы обязательно найдете пункт, который требует выключать его в местах с потенциально взрывоопасной атмосферой или рядом с легковоспламеняющимися объектами — в общем, на тех же заправках.
Хотя в Интернете можно найти множество историй, когда заправка загорелась или взорвалась из-за того, что у кого-то зазвонил телефон, но на самом деле ни одного официально задокументированного подобного случая нет. Ну и зачем тогда все это нужно? Все дело в статическом электричестве. Искра может возникнуть даже от трения синтетической одежды о тканевую обивку сидений в автомобиле, что уж говорить про всякие девайсы.
Кроме перестраховки, дело еще и в законодательстве. Раньше в России действовали правила пожарной безопасности, которые разрешали применять на заправках электрооборудование только с сертификатом взрывозащищенности. Сотовые телефоны, как вы понимаете, к нему не относятся. На смену правилам пришло постановление правительства «О противопожарном режиме», в котором про запрет телефонов напрямую не сказано, но вместе с ним был введен еще ряд подзаконных актов — для заправок власти разработали Единый стандарт правил.
В пункте «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, взрывобезопасности, молниезащиты и защиты от статического электричества» указано, что во взрывоопасных зонах должно применяться электрооборудование лишь во взрывозащищенном исполнении. Устройства, не имеющие знаков взрывозащиты по ГОСТ 30852.0-2002, к эксплуатации на АЗС не допускаются. Так что пусть это станет невольным поводом наконец оторваться от смартфона.