Каждый, наверное, видел здоровенный грузовик, рейсовый автобус или легкий коммерческий фургон, из выхлопной трубы которого наружу вырываются клубы черного дыма. Дымовая завеса выглядит зловеще, пахнет неприятно и, думается, наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью. Кстати, примерно так и обстоят дела на самом деле. Но почему одни грузовики и автобусы дымят как на выборах нового папы римского, а другие не выделятся из потока?
Дело в том, что чаще всего чадят машины с дизельными двигателями. Кстати, такие ставятся не только на трактора, грузовики и автобусы, но и на обычные легковушки. У дизеля другой принцип работы в отличие от бензинового. Здесь воспламенение топлива в камере сгорания происходит из-за повышенного давления, а на бензиновых автомобилях топливную смесь поджигает искра свечи зажигания.
Разница в принципе работы и в топливе (дизельные моторы кушают солярку) приводит и к разнице в выхлопе. Отработанные газы дизельных моторов по сравнению с бензиновыми коллегами содержат меньше двуокиси углерода (что хорошо), но больше двуокиси азота (что не очень хорошо). Пресловутую черноту выхлопа дают сажевые частицы — неотъемлемый атрибут работы дизельных моторов с незапамятных времен.
Кстати, сажа считается очень вредной для человека. Ее частички проникают в легкие и увеличивают риски сердечно-сосудистых заболеваний, рака и астмы. Вот так-то. Возможно Дарт Вейдер раньше работал на дизельном грузовике…
К счастью, на современных дизелях применяются специальные сажевые фильтры. Они сжигают до 99% твердых частиц еще до того, как те вылетят в трубу. Поэтому выхлоп современных дизельных автомобилей (при исправности системы и работе в оптимальном температурном режиме) прозрачен как слезинка ребенка.
Ну а чадят, как водится, дизели старые. Какая на том же «Икарусе» или «Бычке» антисажевая система? Вообще никакая. Другой причиной появления черного дыма может быть низкое качество дизтоплива, неисправность топливной системы (например, насос переливает и в камеру сгорания попадает слишком много солярки), забитые форсунки. Так что учти, если за твоим внедорожником или пикапом тянется хвост черного выхлопа, это веская причина наведаться на сервис. А то ведь хуже будет. Скажем, перелив топлива чреват серьезным ремонтом мотора.
Ну и это еще так неэстетично…
Фото Getty Images