В последние недели такие компании, как Volkswagen и Volvo, фактически отказались от своих амбиций в борьбе с Tesla и новыми китайскими конкурентами, возвращаясь к «неэффективным и неэкологичным» двигателям внутреннего сгорания.
Эксперты отмечают, что к падению интереса к электромобилям привело отсутствие на рынке доступных моделей, а также постепенное сокращение государственных субсидий. В результате продажи электромобилей в Европе резко упали. Например, в июле 2023 года их поставки снизились более чем на 10%, особенно в Германии, где наблюдалось падение вплоть до 37%. Такое неблагоприятное развитие событий стало неожиданностью для производителей и привело к изменениям в глобальных инвестиционных проектах.
Ситуация усугубляется и тем, что европейские автопроизводители не смогли выпустить на рынок массовые и коммерчески успешные модели электромобилей. Премиальные «электрички», такие как Porsche Taycan и BMW i7, ориентированы на состоятельных клиентов и продаются единицами, в то время как доступные и качественные альтернативы так и остались мечтой для большинства автолюбителей. Так, например, электрическая версия Fiat 500 стоит почти 35 тысяч евро (более 3,5 миллиона рублей), что вдвое или даже втрое больше, чем аналогичные модели с двигателем внутреннего сгорания.
Кроме того, экономическая ситуация в Европе также не способствует росту интереса к электромобилям. Увеличивающиеся расходы на ВПК и последующая инфляция значительно ударили по бюджету стран — членов ЕС, сделав инновационные автомобили недоступной роскошью для большинства потребителей.
Политики, в свою очередь, становятся все более осторожными в отношении экологической повестки. В Германии, например, было достигнуто соглашение об исключении некоторых видов экотоплива из законопроекта о запрете продаж автомобилей с ДВС, запланированного на 2035 год. Такие меры недвусмысленно указывают на то, что ДВС останутся с нами еще на долгие годы и вряд ли так просто уйдут на покой.
Сегодня Европа находится в ситуации, когда перспектива перехода на электромобили оказывается не такой уж радужной и легкоосуществимой, как могло показаться изначально. Автопроизводителям, потребителям и политикам приходится взглянуть в глаза реальности, которая помимо стремления к заботе об окружающей среде требует комплексного подхода и радикальных инноваций.