Существует несколько причин, почему электрокары дешевеют быстрее автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
«Прежде всего технологии производства электромобилей и их компонентов, включая батареи, развиваются стремительно. С каждым годом производители находят более эффективные и менее дорогие способы создания производительных аккумуляторов, что приводит к снижению цен на новые модели электрокаров», — рассказывает управляющий директор FRANK AUTO Ирина Франк.
Поскольку технологии постоянно развиваются, то старые модели «электричек» довольно быстро устаревают. Это приводит к резкому падению цен на прошлые поколения электромобилей, так как покупатели склонны выбирать более современные и эффективные варианты.
«Можно сказать, что традиционные автомобили — выбор более консервативных людей, в то время как электрокары приобретают люди, которые стремятся к новым тенденциям на рынке и продвинутым технологиям. Автомобильные бренды, особенно китайские, обновляют свой модельный ряд примерно раз в год, а иногда и чаще. В связи с этим на рынке появляются рестайлинговые модели, а дорестайлинговые сильно дешевеют», — полагает эксперт.
Например, популярный электрокар Zeekr 001 в дорестайлинговой версии стоит примерно 5,5 млн рублей с небольшим пробегом, в то время как обновленная версия этой же модели продается уже за 7,2 млн рублей. Разница более чем в 30%.
Пользователи, выбирающие премиальные электромобили, чаще всего очень обеспеченные люди, стремящиеся быть в тренде и следовать моде, говорит Франк. Поэтому они предпочитают обновлять собственный автопарк, продавая авто с пробегом по сниженной цене, чтобы купить рестайлинговую версию понравившейся модели. Так на рынке появляются «электрички» по относительно низкой стоимости.
Также весомую роль играет рост конкуренции среди производителей электромобилей, что особенно заметно в Китае. Автомобильные бренды стремятся занять свою нишу среди множества конкурентов, поэтому снижают цены на новые модели для привлечения большего числа покупателей.
Не стоит забывать и о государственных субсидиях. Во многих странах для стимулирования продаж электромобилей существуют различные формы государственной поддержки, что влияет на ценообразование и приводит к более быстрому обесцениванию старых моделей.
Если говорить о перспективах, то глобально цены на электрокары в будущем прекратят снижаться. Основной процент «электричек» сегодня создают в Китае, где признают, что цены на местные электромобили зачастую даже ниже реальной себестоимости в связи с высокой конкуренцией и желанием завоевать долю рынка.
Многие производители уже заявляют о том, что даже крупные холдинги больше не могут держать столь низкие цены и планируют постепенно и плавно их увеличивать. Так что есть большая вероятность, что в 2025 году произойдет очередной рост стоимости всех автомобилей, причем не только электрокаров и гибридов, но и машин с ДВС, резюмирует управляющий директор.