Современный электромобиль сегодня уже является частью цифровой экосистемы производителя, лишь затем — транспортным средством. Как и многие носимые аксессуары, машины просто «сопрягаются» со смартфонами, дублируя их функционал и позволяя владельцу удаленно управлять электромобилем.
Самым ярким дебютом за последнее время стала презентация первого умного электрокара от Xiaomi. Внешне крайне схожий с Porsche Taycan, седан SU7 сочетает в себе агрессивный внешний вид, невероятную динамику, а также возможность интеграции с системой умного дома и разнообразными цифровыми сервисами. Таким образом, машина превращается в своеобразный хаб, позволяющий легко управлять совместимыми устройствами и запускать привычные приложения даже в дороге, не отвлекаясь на телефон.
Четырехколесный компаньон
Сердцем умного автомобиля является отнюдь не двигатель, а бортовой компьютер, который становится как бы вторым смартфоном владельца. В сочетании с продвинутыми возможностями автопилота, которыми оснащаются почти все без исключения новые «электрички», это смещает фокус с вождения на взаимодействие с мультимедиа и экосистемой. Ярким примером здесь выступает Tesla, практически каждый автомобиль которой оснащается системой автономного вождения, а возможностям мультимедиа-центра могут позавидовать многие TV-приставки и планшеты. Такие системы становятся на шаг ближе к концепции полностью автономных автомобилей, в которых отсутствует даже руль и лобовое стекло: вам просто нужно указать точку назначения, а все остальное машина сделает сама.
Однако такая ориентация на взаимодействие с экосистемой вовсе не означает, что едут умные электромобили хуже своих классических собратьев. Напротив, с каждой новой моделью новинки удивляют скоростью, динамикой и запасом хода, который у некоторых моделей достигает 600 кмт(например, у Huawei Aito M5 RWD) или даже 800 (Xiaomi SU7 Pro).
Интересно, что та же Xiaomi решила не останавливаться на достигнутом и недавно анонсировала выход на рынок специальной версии SU7 с постфиксом «Ultra» — полноценного гиперкара, который, по заявлениям производителя, станет самым быстрым четырехдверным автомобилем в истории, разгоняясь с 0 до 100 км/ч всего за 1,97 секунды.
Смена приоритетов
Мир изменился, и автомобили изменились вместе с ним, постепенно становясь частью цифровой среды и таким же аксессуаром, как и умные часы на вашем запястье. Сами потребители заинтересованы в том, чтобы автомобили становились «умнее», повышали их продуктивность и позволяли сосредоточиться на важных делах или развлечениях даже во время вождения — таковы уж темпы современной жизни. Правда, держать руки на руле пока приходится даже в самых продвинутых Zeekr 001, оснащенных лазерным радаром, многочисленными камерами и продвинутым бортовым ИИ.
Сами смартфоны за последние годы приблизились к пику своего развития, уже практически не меняясь из поколения в поколение. Вполне логично, что компании, на протяжении десятилетий занимающиеся разработкой этих устройств, ищут другие направления для расширения своего бизнеса, пробуя новые возможности в сферах, ранее никак не связанных с диджитал-индустрией.
Кстати, этот поворот во многом предвидела и Apple. Ее автономный электрокар под кодовым названием Project Titan, находившийся в разработке более 10 лет, должен был стать тем самым «iPhone в мире автомобилей», однако оказался слишком сложным и неоднозначным в разработке и так и не увидел свет.
Можно предположить, что в ближайшие годы умные автомобили, тесно связанные с целыми экосистемами гаджетов, станут своеобразным «правилом хорошего тона» в индустрии, а развитие ИИ-технологий и энергоэффективных вычислительных систем откроет перспективу практически полностью автономного (и безопасного) вождения, не требующего контроля со стороны человека.