Нынешней зимой японская Mazda отмечает свой 101-й день рождения. Поздравляем! Ну а к теплым словам добавляем классные фотографии самых отличившихся автомобилей бренда за всю историю.
Самый красивый — Mazda Cosmo
На это звание много претендентов: с дизайном у Mazda почти всегда все было в порядке. Но все же наши симпатии с этим прекрасным купе из 60-х. Mazda Cosmo, представленная в качестве концепт-кара накануне токийской Олимпиады 1964-го, стала витриной достижений и возможностей фирмы. Революционный и, как в то время искренне веровали, перспективный двигатель Ванкеля под капотом и совершенно роскошная внешность. Вместе с Toyota 2000GT «Космо» продемонстрировала всеми миру, что Япония может создавать не только мыльницы на колесах, но и суперкары.
Самый абсурдный — Mazda Rotary Pickup
Вот это было странно. Очень странно. Сам по себе пикап B-серии ничем особо не примечателен. Надежная рабочая лошадка, только и всего. Вот только в 70-х японцы решили вдруг засунуть под капот роторно-поршневой двигатель. Что в этом странного? Ну, например, то, что у «ротора» очень мало тяги на низких оборотах и грузовику (даже грузовичку) такой мотор противопоказан. В общем Rotary Pickup сносно ездил только без загрузки. Выпуск модели свернули через три года после запуска. До сих пор эта Mazda остается первым и единственным роторно-поршневым пикапом в истории. Выпендрились, так выпендрились!
Самый мимишный — Mazda 121
Без умиления смотреть на это чудо не получается. Ну как его такого не любить?! Микроседанчик 121-й серии в 90-х воплощал все добродетели «Мазды»: недорогой, надежный до безобразия и просто умилительный. Эти почти одушевленные овальные фарки, эта мягкая крыша, сворачивающаяся в рулон, эти пухленькие обводы, которые так и хочется погладить. Прямо сейчас кажется, что Mazda 121 могла бы стать идеальным автомобильчиком, например, для беби-Йоды. Скажи, Грогу?!
Самый титулованный — Mazda 787B
Гонка в Ле-Мане 1991 года вошла в историю как первый и единственный случай, когда победу по итогам 24 часов одержал автомобиль с роторно-поршневым двигателем. До старта на шансы Mazda никто не ставил даже ломанной иены, но по факту Mazda 787B в пух и прах разнесла мощные заводские команды Mercedes-Benz, Jaguar и Peugeot. Второму призеру Mazda победителей привезла два круга!
Самый легендарный — Mazda MX-5 Miata
Модель MX-5, практически в одиночку вернувшая миру любовь к маленьким спортивным родстерам, появилась на рынке в конце 80-х и с тех пор не покидает фирменных каталогов Mazda. Об этом очаровательном родстере можно написать много теплых слов, но лучше всего о нем высказался Джереми Кларксон: «Если ты ищешь спорткар, MX-5 подойдет идеально. В мире нет лучшего сочетания цены и ездовых повадок. Никакой другой автомобиль не подарит тебе столько кайфа за рулем. Единственная причина, почему я ставлю этой Mazda пять баллов из пяти, потому что не могу поставить все четырнадцать!»
Самый неоднозначный — Mazda RX-8
Но и на солнце бывают пятна. Если MX-5 — любимый родстер миллионов, то RX-8 — машина крайне неоднозначная. Она красивая, даже очень. Для спорткупе даже вполне удобная: задние полудверки, которые открываются против хода движения, — это просто гениально. И очень быстрая. Пока мотор не капризничает… Эпопея с моторами Ванкеля, которую Mazda начала еще в 60-х, закончилась в нулевых поражением японцев.
Несмотря на все старания, довести многообещающую, но капризную конструкцию до уровня достойного настоящего японского качества инженеры Mаzda так и не смогли. Моторы Renesis на RX-8 стали чуть ли не расходным материалом, а тысячи владельцев этих классных купе уже давно смирились с неизбежным и заменили капризные роторы на более надежные «шестерки» от Toyota или Nissan…
Самый важный — Mazda CX-5
Один из самых красивых кроссоверов на рынке. Великолепная СX-5 — это едва ли не главная причина, из-за которой в свою вторую сотню лет Mazda вступает уверенной поступью. Компания из Хиросимы не входит ни в один крупный альянс, сохраняя независимость, а вместе с ним и свои главные идеалы: великолепный стиль, образцовое качество и умение приятно удивлять. Пусть так и продолжается как можно дольше.