Простой вопрос: сколько бургерных и суши-ресторанов было в нашей стране в 90-х? Даже если не знаешь точной цифры, можешь смело отвечать «мало» и не ошибешься. Или вот многие ли сегодня подойдут к гражданину в джинсах с дырками на коленях, чтобы шепнуть ему на ушко: «Молодой человек, у вас штаны порвались…» Это все к тому, что мода — штука переменчивая. То ее нет совсем, то от нее некуда скрыться. Того ж, е кому повезет попасть в волну первым, следующие поколения уважительно будут называть трендсеттером. Компактный кроссовер Nissan Qashqai как раз из их числа.
Многие часто называют «Кашкай» первопроходцем жанра городских кроссоверов. И это по сути верно, даже если учитывать тот факт, что модели подобного класса появлялись и до 2006-го — года дебюта Qashqai первого поколения. Как тут не вспомнить, например, оригинальную Honda HR-V? Представленный в 1998-м этот городской SUV был чуть ли не идеологической копией «Кашкая»: компактный, симпатичный, с высокой посадкой внедорожника, но управляемостью легковушки. Увы, HR-V не зашел на рынке от слова «совсем». Зато именно в 2006-м, в том же году, когда был прекращен выпуск не особо популярной «Хонды», Qashqai проснулся в статусе вселенского хита. Как так получилось? Можно сказать, просто повезло.
Впервые имя Qashqai мир услышал на Женевском автосалоне-2004. Там на стенде Nissan публику удивлял концептуальный кроссовер с задними дверями, открывавшимися против движения, совершенно невозможной оптикой и чрезмерно футуристичным исполнением салона. Японцы особо и не скрывали, что концепт предваряет появление серийной модели. Но никто не верил, что на конвейер встанет такой хищник.
И в самом деле в сентябре 2006-го на выставке в Париже дебютировал серийный «Кашкай», который на прототип двухгодичной давности походил только названием и общими очертаниями кузова. Вообще, первый «кашак» всем казался автомобилем милым, но не более того. Никто не мог предположить, что этот аккуратный внешне, достаточно просторный внутри и, как вскоре выяснилось, прилично едущий по асфальту псевдовнедорожник ждет судьба мирового бестселлера. Но «Кашкай» зажег так, как в нулевых годах не зажигал еще никто!
Порой кажется, что секрет его успеха — это тайна даже для самих «ниссановцев». Да, «Кашкай» не имел ярко выраженных недостатков, но ни в чем на голову не превосходил конкурентов. Однако очереди выстроились именно за «Ниссаном». Причем в Европе на «Кашкай» пересаживались не только с привычных хетчбэков вроде VW Golf или Opel Astra, но и владельцы премиальных седанов BMW 3-й серии и Mercedes-Benz C-класса! Конкуренты в массовом порядке начали плодить собственные альтернативы «кашаку», но Nissan продолжал доминировать в продажах вплоть до дебюта второго поколения модели.
Новый Nissan Qahqai впервые показали осенью 2013-го, и вторая генерация немедленно выбилась в лидеры сегмента. Дизайн модели изменили более чем основательно, но набор достоинств модели по сути остался прежним. Симпатичную мордашку умножаем на в меру просторный и продуманный салон, добавляем к этому адекватное поведение на асфальте и высокий уровень оснащения. Ах, да, слегка посыпаем внедорожными специями: увеличенный клиренс, командирская посадка, полноприводная трансмиссия с задними колесами, автоматически подключающимися при пробуксовке передних. Вот собственно и все, глобальный бестселлер можно подавать к столу!
Он действительно глобальный. В Штатах «Кашкай» продается под шильдиком Rogue Sport, а в чертах популярного в Западной Европе кроссовера Renault Kadjar даже неспециалист увидит обычный Qashqai с французской эмблемой. Для нас же важнее, что один из популярнейших кроссоверов планеты выпускается и на питерском заводе Nissan. Причем русифицированный «Кашкай» можно заказать с встроенным сервисом «Яндекс. Авто», включающим удобства навигации с «живым» трафиком, бесконечный саундтрек от «Яндекс. Музыка» и точнейший прогноз погоды.